Учить с истинной мудростью
ЧАСТЬ 1
Многим педагогам хорошо известны слова из Послания Иакова 3:1: «Не многие делайтесь учителями, зная, что мы подвергнемся большему осуждению» (в английском переводе, который приводит автор: «…потому что вы знаете, что тот, кто учит, будет судим строже» – прим. перев.). Иаков не пытается отговорить людей выбирать профессию педагога или обескуражить тех, кто уже стал учителем. Скорее всего, он хочет помочь нам осознать важность нашей профессии и той мудрости, какую она требует. Когда я думаю об этом стихе, то вижу два основания, по которым учителя могут быть судимы строже.
Первое: учителя заслуживают более строгого суда потому, что обязаны учить истине. Одна из задач обучения – помогать учащимся все больше и больше познавать и ценить истину. Каждый из нас – представитель Бога в своем классе, и нельзя пренебрегать этой ответственностью. Истина наиболее ясно открывается в личности Иисуса Христа, и мы познаем Его истину через Писание. Но истина познается нами не только через Библию, она открывается нам и через творение. Мы должны c почтением относиться к истине, искать ее и правильно излагать, потому что всякая истина исходит от Бога.
То ли по злобности, то ли по нерадивости или невежеству порой мы учим тому, что противоположно истине. Помню, в начальной школе я спросил у учительницы, почему бывает молния. Она ответила, что это явление происходит от столкновения двух туч. Я принял данное объяснение как истину. Через несколько лет выяснилось, что оно было неверным. Вероятно, учительница считала его правильным, а может быть, не знала, что ответить, и на ходу придумала объяснение. Одной из целей учителей должно быть основательное знание своего предмета, чтобы избежать затруднений из-за незнания. Но признание своего незнания в ситуации, когда не можем дать ответ, делает нам честь. Послание Иакова 3:2 подтверждает, что невозможно учить безошибочно: «Ибо все мы много согрешаем». Сделав ошибку в материале своего предмета или в своих действиях, мы должны признать ее и извлечь из этого урок.
Второе основание для более строгого суда состоит в том, что мы должны быть примером. В Евангелие от Луки 17:2 говорится, что лучше, чтобы нам на шею повесили мельничный жернов и бросили в море, чем стать соблазном для «одного из малых сих». Как учителя, работающие с детьми, мы должны быть внимательны к этому высказыванию.
Одна учительница китайского языка недавно рассказала, какой случай произошел с ее дочерью, обучающейся в начальных классах. В ее школе на контрольной работе был такой вопрос: «Занимаешь ли ты очередь на автобусной остановке, чтобы зайти в автобус?». Девочка ответила: «Нет». И ответ был засчитан как неправильный. Мать упрекнула дочку: «Ты же стоишь в очереди на автобусной остановке. Как ты могла неправильно ответить на такой простой вопрос?» «Но, мама, – ответила та, – ты же всегда без очереди заходишь в автобус». Эти высказывания напоминают нам о том, что наши дела говорят громче наших слов:
Я бы лучше увидел проповедь, чем прослушал ее.
Ты бы лучше пошел со мной, чем просто указал мне путь.
Глаз – более старательный ученик, чем ухо.
Хороший совет часто ставит в тупик, но пример всегда красноречивее.
Во 2-м Послании к Коринфянам Павел так говорит о коринфских христианах: «Вы – наше письмо, написанное в сердцах наших, узнаваемое и читаемое всеми человеками». Учитель является письмом для всех своих учеников. Что прочтут дети в этом письме? Мы обязаны быть таким примером, который направляет учеников к истине, а не вводит в соблазн.
Значительная часть 3-й главы Послания Иакова посвящена языку. Язык, или употребляемые учителем слова, – одно из основных профессиональных средств педагога. Чтобы показать, насколько важен язык, Иаков использует три образа: удила коня, руль корабля и огонь. Первые два – удила и руль – символизируют способность языка руководить нашим поведением. Отсюда ясно, что мы должны тщательно следить за своими словами. В Книге Притчей о языке говорится двадцать три раза. Одна из повторяющихся тем этой книги – важность контроля над языком:
- «Сдерживающий уста свои, – разумен» (Пр. 10:19);
- «Разумный человек молчит» (Пр. 11:12);
- «И глупец, когда молчит, может показаться мудрым, и затворяющий уста свои – благоразумным» (Пр.17:28);
- «Кто хранит уста свои и язык свой, тот хранит от бед душу свою» (Пр. 21:23).
Третий образ – огонь – указывает на то, что наши слова могут отрицательно влиять на окружающих. Вспомните, какое опустошение несет лесной пожар. Его причиной может стать маленький огонек или даже искра. Последствия могут быть далеко идущими, непредсказуемыми, трудно контролируемыми и ужасными по своей разрушительной силе. Такими же разрушительными могут быть и слова. Одно неверно выбранное слово может повлечь опустошительные, далеко идущие последствия. Мы должны быть чрезвычайно осторожными в словах.
Размышляя об этом образе, легко понять, что в соответствующих условиях огонь может служить и созидательным целям. Вспомним лишь самые главные из них: огонь согревает, дает свет, способствует приготовлению пищи. Так же, как и огонь, слова могут нести добро или зло. Своими словами нам нужно поощрять детей, а не терзать их. Исправления должны быть в духе любви. Сарказму, пренебрежительным замечаниям, ругательствам и унижениям не место в наших классах. Нам следует поощрять, ободрять и мягко поправлять наших учеников. Притчи 18:22 напоминают, что «смерть и жизнь – во власти языка». Даже в самых трудных ситуациях нужно стараться контролировать свой язык.
Итак, мы как педагоги должны следовать этим трем целям: передавать истину, служить примером христианского поведения и стараться контролировать наше главное профессиональное средство – язык. Преуспевая в этих трех направлениях, мы далеко продвинемся в служении Богу в качестве учителей.
ЧАСТЬ 2
Большинство педагогов хорошо знает слова Иакова: «Братия мои! не многие делайтесь учителями, зная, что мы подвергнемся большему осуждению» (Иак. 3:1). Апостол хочет помочь нам осознать важность этой профессии и мудрость, необходимую для данного служения. В первой части мы рассуждали о том, как важно через преподавание сообщать ученикам истину, показывать пример подражания Христу и стараться контролировать свой язык. Теперь рассмотрим последнюю часть 3-й главы Послания Иакова. В стихах 13-18 говорится о принципах учительства, вдохновленного мудростью свыше, то есть истинной мудростью.
Перед внимательным прочтением этих стихов для лучшего уяснения того смысла, который вкладывает в них Иаков, посмотрим на исторический контекст. В эпоху написания данного послания к опытным еврейским учителям-раввинам относились с большим почтением. Долг перед ними ставился гораздо выше, чем долг перед родителями. Состоятельные семьи порой брали раввинов в свой дом и содержали их. Вот почему некоторые раввины считали себя достойными особых привилегий, высокого почтения, чести и уважения. Учителя, считавшие себя достойными особых привилегий и чести, создавали такой фон мирской мудрости, который Иаков в стихах 14-16 противопоставляет истинной мудрости.
В стихах 14–16 написано: «Но если в вашем сердце вы имеете горькую зависть и сварливость, то не хвалитесь и не лгите на истину. Это не есть мудрость, нисходящая свыше, но земная, душевная, бесовская, ибо где зависть и сварливость, там неустройство и все худое». Учителя, опирающиеся на мирскую мудрость, водимы горькой завистью и сварливостью. Завидуя другим, они желают возвысить себя над окружающими. Это противоположно тому образцу служения и жертвенности, который показал Иисус. Слово «сварливость» или «своеволие» (eritheia) в переводе с греческого передает то, что происходило в политическом контексте и означало старание получить что-либо для себя во что бы то ни стало. Если мы движимы своеволием, нас не интересует истина, мы только хотим убедить других в своей правоте. Учителя, руководимые мирской мудростью, надменны и горды.
Иаков дает нам три обобщения по поводу мирской мудрости. Во-первых, эта мудрость – земная. Иными словами, эта мудрость измеряет свой успех мирскими стандартами. Во-вторых, эта мудрость – душевная. Здесь употреблено греческое слово psychikos, означающее мудрость, низведенную на уровень инстинктов животных, то есть, на уровень простого старания выжить. Наконец, Иаков пишет, что мирская мудрость – бесовская. Она исходит не от Бога. Строго предостерегая против мирской мудрости, Иаков увещевает нас учить с истинной мудростью.
Стихи 3:13 и 17 объясняют, что такое истинная мудрость: «Мудр ли и разумен кто из вас, докажи это на самом деле добрым поведением с мудрою кротостью. (...) Но мудрость, сходящая свыше, во-первых, чиста, потом мирна, скромна, послушлива, полна милосердия и добрых плодов, беспристрастна и нелицемерна». Иаков напоминает, что основой истинно мудрого учительства является смирение. Если мы так будем относиться к своему делу, то сознаем, что наше учительство имеет значение для вечности, и с кротостью будем нести возложенную на нас ответственность. Если мы рассмотрим восемь свойств истинной мудрости, которые перечислены в стихе 17, то сможем определить, учим ли мы с истинной мудростью, когда берем на себя эту ответственность.
Во-первых, мы должны быть чисты. Слово «чистый» передается греческим hagnos, означающим «очищенность от всех скрытых мотивов и эгоизма». Оно указывает на необходимость такой чистоты, которая позволяла бы находиться в присутствии Самого Бога под Его испытующим взором. Когда мы обладаем истинной мудростью, наши мотивы чисты.
Затем нужно быть мирными. Это греческое слово eirenikos указывает на правильные отношения с людьми и Богом. Истинная мудрость сближает людей друг с другом и с Богом.
Мы должны быть скромными или снисходительными. Соответствующий греческий термин epiekes Аристотель описывает как «то, что за пределами писаного закона», «что справедливо и более, чем справедливо», шаги «к исправлению, когда сам закон становится несправедливым» (W. Barclay, ThelettersofJamesandPeter, Philadelphia: Westminister Press, 1976). Учитель, обладающий истинной мудростью, знает, как учесть все обстоятельства, чтобы найти равновесие между справедливостью и милостью. Он понимает, что в жизни есть то, что важнее правил поведения в классе.
Нам необходимо быть послушливыми. Это греческое слово eupeithes означает готовность слушать, учиться и, когда уместно, уступать. Это качество предоставляет возможность показать учащимся пример того, что мы тоже являемся учениками и несем ответственность не только перед собой.
Мы должны быть полны милосердия и добрых плодов. В греческом языке эти слова содержат дополнительное значение – милосердие к людям даже тогда, когда они сами являются причиной своих трудностей. Это значит не просто жалость, потому что в понятие милосердие входят соответствующие действия. Христианское милосердие – это не эмоции, а действия, направленные на помощь людям, попавшим в трудное положение.
Нам надо быть беспристрастными. Большинство учителей понимают, насколько важна в классе справедливость и беспристрастность. Но если мы честны, то должны признать, что иногда оказываем лицеприятие, даже не замечая этого.
Мы должны быть искренними, то есть нелицемерными. У педагога-христианина не должно быть учеников, которые не могут воспринимать его слов из-за их несоответствия его поступкам.
Плоды нашего учительства покажут, с мирской мудростью мы учим или с истинной. Если мы учим с мирской мудростью, то заботимся только о себе; плоды такого учительства – беспорядок, хаос и испорченные взаимоотношения. Такой подход не спасает, а губит. Если же мы учим с истинной мудростью, то в центре нашего внимания – Бог и люди. Плоды такого учительства – праведность, порядок, спасение и добрые взаимоотношения.
В завершении 3-й главы Иаков подчеркивает важность правильных отношений с Богом и окружающими. Если мы хотим воспитывать в учениках праведность, то прежде всего, нам самим нужно иметь правильные отношения с Богом и ближними: «Плод же правды в мире сеется у тех, которые хранят мир» (3:18).
Третья глава Послания Иакова содержит больше, чем предостережение учителям о строгом суде. В ней можно найти подлинные жемчужины, если будем пытаться учить так, как задумал Бог. Нужно стараться передавать истину, показывать пример подражания Христу и тщательно следить за своими словами. Нужно строить свое преподавание на принципах истинной мудрости. И, конечно же, мы должны быть в мире с Богом и ближними, тогда послужим Богу как хорошие учителя.
Об авторе
Грегори Б. Микс (США) – доктор педагогических наук в области разработки школьной программы, имеет степень бакалавра в области начального образования и магистра в области администрирования в образовании. В 1982 году был назначен педагогом-миссионером в Тайвань. Д-р Микс занимал должность директора начальной школы, входящей в систему международных христианских школ «Моррисон», затем директора всей системы этих школ. В настоящее время работает в Конвейе, штат Арканзас.
Статья использована МАРХО с разрешения организации Международная ассоциация христианских школ (Association of Christian Schools International, USA). Желающие использовать эту информацию в других контекстах должны указать имя автора и МАХШ.