Наши личные ценности: Имеют ли они значение?
Какие ценности видят наши ученики, наблюдая за нами каждый день? Оказывают ли наши личные ценности какое-либо влияние на эффективность школы, в которой мы работаем? Теодор и Нэнси Сайзер ответили бы «да!» – и они живо проиллюстрировали в своей книге «Ученики наблюдают: Школы и нравственный контракт» влияние на учеников ценностей сотрудников школы (Sizer and Sizer, The Students Are Watching: Schools and the Moral Contract, 1999). Действия, и правда, говорят громче слов. Была ли в вашей практике ситуация, когда вы сделали выговор ученикам за то, что они не выучили уроки - а позже плохо преподавали им новую тему, потому что сами не подготовились к занятию? Ожидаем ли мы, что наши ученики будут всегда вовремя прибегать по звонку в класс - хотя сами не готовы заблаговременно приходить на заседание педсовета? Настаиваем ли на том, чтобы школьники соблюдали тишину на уроках - но при этом не стесняемся беседовать шепотом с коллегами на занятиях обучающих педагогических семинаров?
Наши школы осуществляют нравственное воспитание и формирование характера, главным образом, посредством повседневных поступков и поведения взрослых перед глазами учеников. Школьники намного лучше учатся тому, как важно всегда делать для Господа все, что в наших силах, когда наблюдают наши действия, а не в тот момент, когда слушают наши рассуждения о ценности такого отношения. Джеймс Гарбарино (James Garbarino, 1995) сказал: «Каждый из нас должен исследовать, какое послание несут детям наши жизни» (с. 121). Джон Гатто в своей речи на церемонии вручения ему награды «Учитель года штата Нью-Йорк» (John Gatto, 1991) описал шесть уроков, которым, по своему глубокому убеждению, он учил детей на протяжении всех лет своего классного руководства. Как оказалось, ни один из этих уроков не был связан с содержанием курса английского языка, для преподавания которого его приняли на работу в школу. К примеру, Гатто считал, что использование оценок и табелей успеваемости учили детей тому, что их самоуважение зависит от оценки их достоинства тем или иным сторонним наблюдателем. Критические теоретики называли такой тип уроков «скрытой учебной программой». Скрытая учебная программа состоит из ценностей, позиций и моделей поведения, передаваемых негласно через структуру и мероприятия школы.
По всей видимости, многие христианские школы знают о влиянии ценностей их педагогов на учеников. Это явствует из того, как проходит процесс приема учителей на работу. Школы часто озвучивают конкретные стандарты для сотрудников относительно личного свидетельства о спасении, посещения церкви и желания жить благочестивой жизнью. Советы правления христианских школ признают, что их учителям необходимо быть ролевыми моделями в своем поведении, как в школе, так и за ее пределами.
Эта идея бросает вызов господствующей в современном обществе философии, которая гласит: «Моя личная жизнь – это мое личное дело, и она не оказывает влияния на кого бы то ни было еще». Многие в наши дни готовы заявить, что личные ценности педагогов не влияют на их преподавание в классе, и некоторые даже будут доказывать, будто воспитание характера целиком и полностью несовместимо с общим школьным образованием. Тем не менее, Писание ясно указывает нам, что «от избытка сердца говорят уста» (Матфея 12:34), и «каковы мысли в душе [человека], таков и он» (Притчи 23:7).
Кроме веры в Иисуса Христа как нашего личного Спасителя есть множества различных добродетелей, которые советы христианских школ желают видеть в сотрудниках школы. Среди них можно назвать уважение к вышестоящей власти, понимание ценности человеческой жизни, забота о сотворенном Богом мире, сострадание к погибающим и стремление изо дня в день все более уподобляться Христу. Педагоги-христиане мысленно могут подписаться под каждой из этих ценностей - однако мы должны остановиться и задать себе вопрос: видят ли наши ученики их проявление в наших повседневных словах и действиях? Как отмечают супруги Сайзеры (Sizer and Sizer, 1999): «Чтобы нащупать сердцевину школы, не смотрите на ее свод правил и даже на формулировку миссии. Посмотрите на то, как люди в ней проводят время: как они относятся друг к другу, как оспаривают идеи... Обратите внимание на противоречия между словами и практикой – и чем меньше их будет, чем лучше! Судите о школе не по тому, что она говорит, а по тому, как она живет и функционирует» (с. 18).
Христианские школы часто гордятся своей позитивной нравственной атмосферой. Мы, педагоги-христиане, должны внимательно взглянуть на то, согласуются ли наши действия с убеждениями, о которых мы говорим как о своих собственных. Скрытая учебная программа, передаваемая посредством наших непрямых слов и действий, содержит в себе уроки, которые наши ученики, вероятно, сохранят в себе гораздо дольше, чем те факты и понятия, которые мы преподаем им открыто. Таким образом, крайне важно, чтобы наш образ жизни содержал и выражал те позиции, ценности и убеждения, которые мы хотим, чтобы наши ученики приняли и усвоили как свои собственные.
Один из способов проанализировать, каким же личным ценностям мы учим детей, - попросить наших учеников честно рассказать, какие ценности, по их мнению, мы в себе олицетворяем. Даже если мы чистосердечно желаем оказать уважение и заботу каждому ученику, мы все равно можем неосознанно передать послание о том, что ценим одних школьников больше других. Давид молился, чтобы Господь исследовал его сердце и мысли, а также направленность его жизни: «...и зри, не на опасном ли я пути?» (Псалом 138:23–24). Каждому из нас следовало бы искренне молиться этими словами, потому что очень легко быть ослепленными собственными ошибками и не видеть настоящего положения вещей. «Братия мои! не многие делайтесь учителями, зная, что мы подвергнемся большему осуждению» (Иакова 3:1).
Руфь Хартон,
с 1996 года служит директором Христианской школы «Крессона» в Пенсильвании. Имеет степень бакалавра гуманитарных наук в сфере образования младших классов, закончив Седарвилльский университет, и степень магистра гуманитарных наук в сфере управления христианскими школами, после окончания Колумбийского международного университета. В данный момент пишет докторскую диссертацию по учебным планам и программам обучения в Индианском университете штата Пенсильвания.
Ссылки
Garbarino, J. Raising Children in a Socially Toxic Environment. San Francisco: Jossey-Bass, 1995.
Gatto, J. T., "The 6-Lesson Schoolteacher." Whole Earth Review 72 (1991, 96–100).
Sizer, T. and N. Sizer, The Students Are Watching: Schools and the Moral Contract. Boston: Beacon Press, 1999.
Статья использована МАРХО с разрешения организации Международная ассоциация христианских школ (Association of Christian Schools International, USA). Желающие использовать эту информацию в других контекстах должны указать имя автора и МАХШ.