Международный альянс
для развития христианского образования

Формирование характера посредством дисциплины

Учительница отправляется с классом на познавательную экскурсию, но неугомонные и не очень-то сговорчивые ученики начинают жаловаться и капризничать. Наконец, вне себя от раздражения, учительница кричит: «Дети, слушайте и запоминайте: вы будете наслаждаться этой экскурсией, нравится вам это или нет!!!» Знакомая сцена, не правда ли? Если вы проработали учителем хоть сколько-нибудь, то сейчас, вероятно, думаете: «Знаем-знаем, проходили!»

Управление детьми в классе – тяжелый труд. Фактически, учителя часто относятся к нему как к неприятной работе, которую приходится выполнять, если они хотят заниматься тем, что им действительно нравится: преподаванием. Однако можно взглянуть на руководство классом и по-другому: увидеть плохое поведение детей как возможность научить их чему-то большему, а не просто как препятствие к обучению. Дисциплина в классе и учебная атмосфера тесно взаимосвязаны. Неорганизованный и хаотичный класс не будет являться благоприятной средой для учебы – но и роль учителей не ограничивается одним лишь контролем! Она также состоит в обучении детей должному поведению в стенах школы и за ее пределами.

Дисциплинированный класс состоит из уважительных и ответственных учеников. Однако эти характеристики обычно не являются врожденными качествами людей. Дети должны научиться соответствующему поведению и реакциям. Когда учитель обучает детей правильно себя вести и контролирует выполнение правил, в классе всегда будет позитивная атмосфера, благоприятная для академического, социального и духовного роста. Мало кто будет спорить с утверждением, что хорошо организованные и дисциплинированные учащиеся являются одним из высших приоритетов христианской школы – но осуществить эту цель часто бывает очень и очень затруднительно. Тем не менее, учителя должны предпринять конкретные шаги для созидания благоприятной среды, в которой учащиеся научатся не только хорошо вести себя в школе, но и жить благочестивой жизнью в обществе.

В благоприятной атмосфере класса будет делаться акцент на библейских ценностях, которые являются основой для воспитания благочестивого характера. Однако основанная на Библии программа воспитания характера не может существовать только в виде лекций и нравоучений. От лекций мало толку, если педагоги не посвящают время и силы тому, чтобы обсуждать в классе черты характера, выражающие почитание Христу, и не ищут способы мотивировать детей к их развитию. В первую очередь, учителя должны решить, какие соответствующие возрасту убеждения и поведение должны проявлять учащиеся в их классе. Один из методов сделать это – посмотреть на тот конечный результат, которого мы хотим достигнуть, и затем наметить собственные шаги на пути к цели. Для постановки задач очень полезно будет сформулировать вопросы, стимулирующие педагогов к размышлению, и даже к использованию воображения. Какими вы хотите видеть своих школьников в конце учебного года? Каким должен быть нравственный облик человека в юношеские годы, и какой вклад в этот рост и развитие может сделать данный учитель на протяжении конкретного года учебы в школе?

Как учителя опишут названную цель? Какими словами можно было бы четко сформулировать качества, которые педагог хочет увидеть в своих учениках? Определите их. Все остальные черты характера можно вписать в две пространные категории уважения и ответственности.

Педагогам следует решить, в чем должен состоять подобающий способ выражения уважения в классе: например, в отношении, проявляющемся в разговоре между учениками, в их обращении друг с другом на игровой площадке и в том, как они реагируют на замечания учителя. Взаимоотношения учеников с Богом показывают, имеют ли они должное уважение к тому, Кем Он является, и к Его заповедям. С другой стороны, такое качество, как ответственность включает в себя следующие компоненты: за что отвечают ученики и как они должны выполнять свои личные обязанности – хотя и то, и другое отчасти определяется тем, что им задает или поручает учитель. Уважение можно рассматривать как отношение, а ответственность – относить к разряду действий. Учителя должны определить, какие черты характера соответствуют возрасту их учащихся, и затем решить, как ученики могут развить в себе эти качества. Школьники способны сформировать в себе нужные черты в такой учебной атмосфере, где учителя смотрят на плохое поведение как на шанс научить правильным поступкам и отношению – а не просто как на возможность контролировать ситуацию или наказать виновных.

Учителя, проводящие с детьми беседы на тему приемлемых манер и поведенческих норм, исправляющие их плохое поведение, могут создать благоприятную среду, в которой они станут нравственным гидом, руководителем морали, а не “полицейским”, следящим за соблюдением правил. Они могут повести за собой учеников в преобразовании образа мышления и поступках. Видят ли школьники в них “полицейских” – или  помогающих им гидов-проводников? Показывают ли учителя пример Иисуса в том, как Он мог бы вести Себя в классе? Было бы хорошо изучить методы преподавания Христа. Он исправлял, Он учил – и  Он спрашивал отчета у своих учеников! Ученики Иисуса твердо знали, что Он их любит, и что Он делает замечания только при достаточных на то основаниях, ради их же пользы. Он создавал такую среду, в которой Его ученикам приходилось делать выбор и поступать согласно принятому решению – и  Он никогда не поддавался разочарованию и отчаянию. Когда Его ученики делали ошибки и оступались, Иисус продолжал учить, тренировать, создавать атмосферу, где они могли бы научиться думать, чувствовать и действовать. Фактически некоторые из лучших уроков Христа были преподаны именно в моменты неудач его последователей.

Создание такого окружения требует сознательного всеобъемлющего подхода. Ученики могут развивать в себе значимые черты характера во время уроков чтения или, к примеру, на игровой площадке. Подобные “тренинги” происходят также во время спонтанных событий совместной жизни в классе. Для формирования благочестивого характера учащимся необходимо иметь возможность сначала делать выбор, и только затем получать наставление в виде исправления или одобрения мыслей и поступков учеников со стороны учителя. Педагоги, желающие создать в классе атмосферу, благоприятную для развития благочестивых черт характера, стараются пояснять своим школьникам, почему то или иное отношение или поведение является правильным или недостойным. Естественно, этот процесс занимает много времени, но нравственное развитие стоит того, и оно достаточно важно, чтобы мы уделяли ему время. Какая цель христианской школы может стоять выше, чем обучение подрастающего поколения тому, что есть истина; учили,  как поступать согласно этой истине, угождая при этом Богу? Что может доставить большее наслаждение родителям или учителям, чем осознание того, что их дети поступают правильно в результате приобретения способности и желания избирать в жизни правильный путь? Этот внутренний уровень совершения правильного выбора является признаком душевной и духовной зрелости. Это и есть наша цель для каждого ученика, и она требует обучения правильному поведению – а не только исправления плохих поступков.

Конечно, учителя-христиане верят, что только Святой Дух может обратить сердце ученика к благочестивой жизни. Учителя видят только внешнее поведение, которое может являться или не являться показателем отношения к жизни и нравственной позиции школьника. Учителя должны быть осторожны, чтобы не сделать вывод о том, что сердце ребенка находится в правильном положении только лишь на основании его приемлемого поведения, и наоборот. Сердца изменяет Дух Святой – но учителя, разумеется, могут создать благоприятную атмосферу для работы Божьего Духа. Педагоги могут молиться об этом, трудиться над созданием такой окружающей среды, при которой дисциплина в классе  перерастает в христианское ученичество.

Стивен Олд,

Колумбийский международный университет, г. Колумбия, штат Южная Каролина.

Статья использована МАРХО с разрешения организации Международная ассоциация христианских школ (Association of Christian Schools International, USA). Желающие использовать эту информацию в других контекстах должны указать имя автора и МАХШ.