Интеграция обучения в веру
На протяжении всей истории христианского образования слова «интеграция веры в обучение» звучат как некая мантра. Учителя всеми силами стараются включить Святое Писание в материал каждого урока, часто даже не по собственному желанию, а послушно выполняя указания администрации школы. В последние годы в христианской прессе и научных трудах широкое распространение получил термин «духовное становление». Похоже, он более тесно связан с личным духовным развитием человека, чем с программой школьного урока – но, тем не менее, достаточно отчетливо выражает суть того, чем педагоги-христиане должны уделять внимание на уроке. Иногда даже в христианской среде можно услышать вопрос: «Есть ли место этим понятиям в христианском образовании?» Ответ однозначен: безусловно! Причем как раз соединение этих понятий составляет самую суть того, чем мы занимаемся.
Во-первых, необходимо пояснить, что термин «интеграция веры в обучение» подразумевает нечто намного большее, чем прибавление библейского стиха к материалу каждого урока. Интеграция – это образ жизни. По сути, правильнее будет сказать, что педагоги стремятся «интегрировать обучение в веру». Вера представляет собой исходную точку, прочное основание всего происходящего в повседневной жизни христианина, включая то, что он переживает во время образовательного процесса. Академический процесс, как нечто вторичное, должен быть введен в существующую изначально, первичную сферу веры. Вера – то, что охватывает весь спектр христианского мировоззрения: все в нашей жизни должно проходить сквозь фильтр мышления, свойственного Христу.
Давайте рассмотрим несколько примеров того, как мы, будучи христианами, используем этот фильтр в нашей повседневной жизни. Выбирая развлекательное мероприятие, мы оцениваем его приемлемость и соответствие христианским ценностям. Просмотр кинофильма включает в себя анализ его идеи и содержания в свете Библии. Когда мы занимаемся каким-либо творчеством или любуемся произведением искусства, смотрим телепередачу или читаем книгу – мы задействуем имеющуюся у нас духовную «шкалу ценностей» для того, чтобы принять или отвергнуть замысел и скрытый месседж предмета нашего внимания. Что касается отношений с людьми, мы способны определить характер человека по «плодам» его жизни. На основании библейских принципов мы имеем возможность судить о личных качествах человека, что помогает нам определить, как вести себя с ним и что говорить (или не говорить) ему. Таким образом, наше христианское мировоззрение, базирующееся на знании Писания, помогает нам во всех практических жизненных ситуациях. Другими словами, мы можем использовать христианское мировоззрение для оценки всех сфер жизни.
Бог Сам выступил инициатором подобного интегрированного подхода. Согласно записанному в Книге Бытие, 1:26-27, Бог создал нас по Своему образу. Он – триединая личность, и, следовательно, мы, созданные по Его подобию, также представляем собой триединые создания. Мы представляем собой тело; душу и дух, иначе называемый разумом; а также волю и эмоции. Несмотря на то, что каждая личность Божества имеет свою уникальную функцию и роль, ее невозможно отделить от остальных – подобным образом и наша целостная личность не может быть разделена на отдельно функционирующие части. Образно говоря, настоящий христианнин не может в церкви по воскресеньям быть одним, а все остальные дни недели – другим, занимающимся всем, что в голову взбредет. Выражаясь более формально, библейская интеграция не может быть сведена в школе к одним только урокам христианской этики или стандартной молитве и чтению стихов из Библии перед началом урока.
Как вышеуказанные основополагающие принципы связаны с интеграцией? Педагогам нужно воспринимать себя и своих учеников в качестве целостных триединых личностей. Учителя должны рассматривать содержание школьного предмета, в первую очередь, с позиции веры. Христианские убеждения являются краеугольным камнем для строительства всей нашей жизни целиком. Из них и состоит тот самый фильтр, о котором мы говорили вначале – фильтр, способный отделить все примеси, с которыми мы встречаемся. С помощью абсолютной истины Божьего Слова мы приобретаем умение отличать хорошее от плохого, принимать разумные решения и думать по-христиански. Таким образом, духовное становление представляет собой такое же целенаправленное действие, как и интеграция, потому что благодаря такому подходу школьный урок становится полностью интегрированным, а не просто предлагает какое-то кратковременное соприкосновение с Божьим Словом в начале урока или упоминание стиха из Библии в конце его.
Даллас Виллард посвятил «учебному плану того, как стать похожим на Христа» целую главу своей книги «Тайный Божий замысел». Мы, учителя-христиане, олицетворяем и воплощаем в жизнь этот учебный план. Мы, прежде всего, должны быть думающими христианами. Виллард наглядно изображает потребность нашего разума «сосредотачиваться на разуме Христовом». Наша задача заключается в том, чтобы, для собственной пользы и для блага учеников, уделять внимание нашему личному духовному становлению. Апостол Иаков в своем Послании (3:1) оставил нам очень серьезное предостережение, относящееся к данной сфере: «Братия! Не многие делайтесь учителями, зная, что мы подвергнемся большему осуждению». Мы несем огромную ответственность за то, чтобы преподавать интегрированные уроки, воспитвая через них целостные личности.
Чем больше наш разум развивается, все больше фокусируясь на Христе и Его Слове, тем больше наша жизнь становится похожей на Его жизнь, тем больше мы преображаемся в образ Того, кто полюбил нас и отдал Себя самого ради нас (Послание к Галатам 2:20). Духовное становление подразумевает духовное преобразование. Послание к Римлянам (12:1-2) обращает особое внимание на преобразование нашего ума. Очевидно, что нам необходимо начать думать более глубоко и всесторонне, что позволит Духу Святому преобразовать нашу личность всесторонне и полностью.
Когда мы целенаправленно приступаем к реализации ежедневного режима духовного преобразования, мы укрепляем наши отношения с Богом. Эта глубина отношений и зависимости от Него помогает нам услышать «веяние тихого ветра», которое слышал пророк Илия (Третья книга Царств 19:12). Близость с Творцом-Спасителем дает возможность Святому Духу говорить к нам так, что мы распознаем Его голос – тогда и только тогда мы становимся способны облечься в ум Христов.
Книга Дж. П. Морланда «Люби Господа твоего всем разумением твоим» содержит грустный комментарий по поводу анти-интеллектуальности в церкви. Исторически сложилось так, что в церкви произошло разделение между верой и интеллектом. Боясь, что светское опорочит святое, христиане ушли от участия в прогрессе, отстранившись от образования и всех других сфер, в которых христианское мышление должно было оказать огромное влияние на «мирское». Морланд пишет: «В понимании христианской жизни произошло разделение на категории «светский» и «святой», в результате чего христианское учение и богослужение были лишены общественной значимости и были помещены в хранилище, отделенное от общества или так называемых «недуховных сфер жизни»».
Это обвинение непосредственным образом ложится на плечи христианских педагогов. Христианские школы имеют потрясающую возможность изо дня в день принимать участие в духовном становлении школьников. Исследование отличий светского и христианского мировоззрений делает священное Писание актуальным. Имея в качестве основания непоколебимые истины, христиане не должны испытывать какой-либо страх перед академической сферой или злободневными темами. Когда учитель-христианин руководит школьным классом, интеграция обучения в веру может развиться в изучение апологетики. Естественные науки и математика занимаются изучением чудесных творений Творца, которому свойственны порядок и творчество. Задумка Создателя становится платформой для обсуждения священности жизни. Изучение истории человечества открывает четкость, пунктуальность и целенаправленность, если рассматривать ее как сегмент вечности. Искусство и литература показывают нам состояние сердца человека, проходящего неспокойным путем земной жизни. Получив духовные наставления для своего жизненного пути, школьники учатся думать по-христиански, анализируя свои успехи и неудачи.
Духовное становление не ограничивается простым выделением нескольких минут на духовные вещи, оно идет дальше – к мышлению, в центре которого Христос. Это главная функция интеллекта учеников, а не то, что остается для библейских уроков и богослужений, которые, согласно Посланию к Евреям (10:24-25), являются жизненно важными элементами духовного роста, но не представляют собой его полноту. Когнитивное развитие школьников необходимо направить к тому, чтобы они «помышляли о том, что благочестиво» (Послание к Филиппийцам 4:8) и поступали так же с позиции святости и праведности. Когда интеграция начинается с педагога-христианина, который осознанно инициирует этот процесс и направляет учеников к формированию мышления, в центре которого Христос, мы получаем не только полную интеграцию академической составляющей в нашу веру, но и духовное становление индивидуума, способного из школьного класса перенести свою веру во все сферы жизни.
Марла Кэмпбелл, ассистент профессора
Отдел образования Университета Биола, Ла Мирада, Калифорния.
Статья использована МАРХО с разрешения организации Международная ассоциация христианских школ (Association of Christian Schools International, USA). Желающие использовать эту информацию в других контекстах должны указать имя автора и МАХШ.