Воспитание нравственной и эффективной личности (Ликона Т.)

На этой странице предлагаем педагогам ценный материал, разработанный в Центре уважения и ответственности Государственного университета Нью-Йоркского колледжа (г. Кортленд, штат Нью-Йорк, США). Директор Центра – Томас Ликона, является психологом и почетным профессором университета. Он часто выступает лектором в разных странах перед аудиториями школьных учителей, родителей, учителей религиоведения и других групп людей по теме «Развитие характера, возрастающего поколения». Он также является автором блога «Воспитание добрых детей» в электронном журнале Psychology Today.

Поскольку материал д-ра Ликоны главным образом разработан для учителей государственных школ, он не является по своему содержанию явно «религиозным». Однако, христиане всех конфессий сразу увидят большую степень сходства с библейским мировоззрением и системой ценностей. Материал вполне приемлемый для учителей христианских учебных заведений всех уровней.

Многим читателям этот материал даст свежий взгляд на тему «Развитие целостной личности», поскольку он показывает интегрированный подход к двум аспектам образования/воспитания детей – развитию нравственного характера, которое так важно всем нам как верующим людям, и развитию качеств для личной эффективности, которая так требуется сегодня в мире труда.

Д-р Ликона автор девяти книг (на английском языке):

  • How to Raise Kind Kids: And Get Respect, Gratitude, and a Happier Family in the Bargain (2018)
  • Smart and Good High Schools (2005) (with Matthew Davidson)
  • Character Quotations (2004) (with Matthew Davidson)
  • Character Matters: How to Help Our Children Develop Good Judgment, Integrity, and Other Essential Virtues (2004) 
  • Sex, Love and You (1994) (a book for teens co-authored with his wife, Judith, and William Boudreau, M.D.)
  • Character Development in Schools and Beyond (1992) (with Kevin Ryan)
  • Educating for Character: How Our Schools Can Teach Respect and Responsibility (recipient of the 1992 Christopher Award for “affirming the highest values of the human spirit")
  • Raising Good Children (1983)
  • Moral Development and Behavior (1976)

Д-р Ликона часто выступает в США на популярных ток-шоу на радио. Его работа стала темой главной статьи в журнале New York Times «Как воспитать Джони, чтобы он был добрым». 

В 2001 году организация Character Education Partnership (сейчас Character.org) вручила ему престижную награду по воспитанию характера имени Sanford N. McDonnell.

Вы можете ознакомиться с подходом д-ра Ликоны и его команды прочитав нижеуказанную статью. Чтобы больше узнать, смотрите другие материалы Центра (на правой стороне этой страницы).

МАРХО благодарит д-ра Ликону за разрешение перевести эти материалы на русский язык.

 

ИНТЕЛЛЕКТ И НРАВСТВЕННОСТЬ

Интеграция личной эффективности и нравственного развития в школах

Авторы:
Мэтью Дэвидсон ― директор по исследованиям Центра уважения и ответственности в Государственном университете
штата Нью-Йорк, г. Кортланд.

Томас Ликона ― директор Центра уважения и ответственности.

Если бы в настоящее время у национального движения по воспитанию личности существовал свой девиз, то им вполне могло бы стать знаменитое высказывание Теодора Рузвельта: «Воспитать человека интеллектуально, не воспитав его нравственно, – значит вырастить угрозу для общества». Однако (и мы считаем, что этому моменту не было уделено должное внимание) верна и противоположность данного принципа: воспитывать в человеке нравственность, не развивая его разум, – значит вырастить если не угрозу, то, по крайней мере, вред обществу. Кто захочет воспользоваться услугами честного, но некомпетентного врача, юриста или механика?

Самуил и Джон Филлипс, основатели Академии Филлипса (в 1778 году – Самуил) и Академии Филлипса Эксетер (в 1781 году – Джон), поняли все правильно, включив в свое определение характера и то, и другое – разум и мораль: «Доброта без знания слаба и бессильна, но знание без добра опасно. Их соединение дает самый благородный характер». Из этого следует, что воспитание характера должно заключаться в развитии этики и интеллекта.

На протяжении всей истории и в культурах по всему миру правильно задуманное образование преследовало две главные цели: помочь ученикам стать умными и помочь им стать добрыми. Очевидно также и то, что школы должны помочь ученикам развивать свой характер в двух направлениях – как в личной эффективности, так и в нравственности. Тем не менее наши исследования показывают, что лишь некоторые средние школы фокусируют свое внимание на развитии личности в этих двух сферах. Три года назад мы решили найти ответ на вопрос: «Почему в старших классах школы на важном этапе развития, когда потребность в этом, возможно, самая большая, относительно редко встречается целенаправленное формирование характера?» Мы были воодушевлены возобновлением подобного подхода к обучению в начальной школе. Однако мы хотели получить более ясное понимание того, что делают лучшие учебные заведения, чтобы способствовать полноценному развитию личности.

Наше исследование преследовало две основные цели:

1) создание новой, более адекватной теории личности и ее воспитания, которая включает рабочую теоретическую модель средней школы, интегрирующую качество и нравственность во все сферы школьной жизни;

2) описание потенциально успешных практик, делающих воспитание личности актуальным для решения академических и поведенческих проблем, с которыми сталкиваются школы.

В процессе достижения этих целей мы собрали базу данных из 1 400 книг, статей и отчетов о реформе средней школы и воспитании личности у подростков. Мы посетили 24 школы, удостоенных различных наград, как независимые, так и государственные, разнообразные по размеру и демографии, и представляющие каждый географический регион США. Мы обращались за консультацией к национальной группе экспертов и группе лидеров среди учеников, состоящей из рассудительных и глубоко мыслящих юношей и девушек, отобранных их школами.

Осенью 2005 года мы опубликовали 227-страничный отчет о результатах нашего исследования «Интеллект и нравственность в школах – интеграция личной эффективности и нравственности для достижения успеха в учебе, на работе и за их пределами» (доступен бесплатно на нашем веб-сайте www.cortland.edu/character/highschool (на англ. языке – прим. перев.). В нем описывается почти сотня многообещающих практик для формирования восьми качеств личности, психологических активов, которые, на наш взгляд, помогут молодым людям вести продуктивную, этичную и полноценную жизнь1.

Новое определение характера

Проведенные исследования привели нас к выражению ясных изменений парадигмы в нашем восприятии характера человека и его личностном воспитании. Мы осознали, что характер – это не просто «делать правильно» с точки зрения нравственности; это также делать свою работу максимально качественно. Если это правда, тогда воспитание личности не просто помогает детям жить дружно; оно также помогает им упорно работать, развивать свои таланты и стремиться к превосходству во всех областях деятельности.

Если понимать характер подобным образом, то нужно выделять две его существенные части: личная эффективность и нравственный облик. Поддержка этой концепции характера строится на нескольких источниках: исследования мотивации и развития способностей2, жизни человека3и наши собственные подтвержденные исследования4.

В основе личной эффективности – «ориентация на мастерство». Она состоит из таких качеств, как трудолюбие, усердие, сильная трудовая этика, позитивное мышление, изобретательность и самодисциплина. Каждое из этих качеств необходимо для реализации своего потенциала в любой среде: учебные дисциплины, внеклассные мероприятия, место работы, а также любая другая сфера жизни.

В основе нравственного облика лежит «ориентация на отношения». В нем заключены честность, справедливость, забота, уважение и сотрудничество – качества, необходимые для успешных межличностных отношений и нравственного поведения. Нравственность позволяет нам поступать порядочно и относиться к другим людям и к себе с уважением и заботой. Нравственный облик также имеет важное значение при корректировании наших целей в области эффективности и уважении интересов других; когда стремление к высокой эффективности не предает моральные ценности, такие как справедливость, честность и забота.

Только воспитывая личную эффективность, школы смогут научить хорошим навыкам работы, повысить мотивацию достижения успеха, культивировать подлинное академическое превосходство (не зависящее от высоких оценок и результатов тестов), развивать научный и предпринимательский талант, в котором нуждаются наши нации, и создавать конкурентоспособную, творческую рабочую силу для глобальной экономики. Только путем формирования нравственного облика своих учеников школы смогут создать безопасную среду обучения, предотвратить жестокость среди сверстников, уменьшить проблемы дисциплины, снизить обман, развить социальные и эмоциональные навыки, подготовить людей, способных задумываться о вопросах нравственности, и воспитать граждан, движимых заботой об интересах общества.

Воспринимая характер как основу

Поиск новых определений понятий характера и личности, включающих в себя как стремление к превосходству (личная эффективность), так и стремление к высоконравственному поведению (нравственный облик), помогает всем педагогам, особенно учителям средней школы, рассматривать воспитание личности как центральный аспект их повседневной работы.

В ходе нашего исследования «Интеллект и нравственность в школах» среди учителей средней школы мы встретили много тех, кто изначально не идентифицировал себя как «воспитатель характера». Как нам показалось, причина заключалась в том, что учителя, как правило, приравнивали воспитание личности лишь к «разговорам об этике». Например, один преподаватель научной дисциплины сказал: «Я преподаю химию, я не учу характеру. Временами я могу затронуть этическую проблему, но в целом у меня не так много времени на это».

Однако когда эти же учителя говорили о том, что именно нужно ученикам, чтобы быть успешными по их предметам, хорошо изучать науки, математику или историю, они описывали проявления характера. В частности, результаты воспитания личности. По их словам, они хотели бы, чтобы их ученики могли продемонстрировать:

  • усердие – приверженность хорошо выполнять работу или задание;
  • упорство перед лицом трудности;
  • надежность, в том числе способность выполнить свою часть проекта;
  • ответственность за обеспечение наличия необходимых средств или материалов;
  • организованность в своей работе;
  • способность ставить цели и отслеживать прогресс в их достижении.

Учитель химии, у которого мы брали интервью, рассказала о беседе со своими учениками об академической ответственности. «Я говорила своим ученикам: «Ваша успеваемость по этому предмету станет лучше, если в ваших тетрадях будет порядок. Но это ваша ответственность. Я не собираюсь их проверять. Вы также будете лучше сдавать тесты и точнее знать предмет, если станете выполнять домашние задания. Но это также ваша ответственность». А еще я напоминаю, что пропуская урок, ответственный ученик позвонит своему однокласснику, чтобы узнать задание».

Когда в беседе вы добираетесь до этого момента, у учителя приходит понимание: «Если это то, что вы имеете в виду под воспитанием личности, тогда да, я – учитель характера. В принципе, я трачу значительную часть своего времени и энергии, пытаясь получить именно такие результаты. Потому что без этих качеств характера ученики вряд ли будут успешны по моему предмету».

Модель «Интеллект и нравственность в школах» дает учителям средних школ новый язык для описания академических действий по преподаванию и обучению тому, что является объектом их повседневных усилий. Для наилучшего преподавания и обучения необходимы личная эффективность и нравственный облик, которые формируются посредством наилучшего преподавания и обучения. В этой новой парадигме воспитание личности воплощается в форме целенаправленной интеграции превосходства и нравственности.

Взаимозависимость личной эффективности и нравственного облика

Продвигая эту новую парадигму в школах, мы обращаем внимание, что личная эффективность и нравственный облик взаимозависимы. Одна часть нуждается в другой.

Подумайте, что может случиться, если у вас есть личная эффективность без нравственного облика. Вы можете выбрать эгоистичные цели (например, заработать много денег, которые вы потратите только на себя) или даже злые цели (например, взрывать невинных людей). Или же вы можете выбрать хорошую цель (например, быть успешным в учебе или бороться с терроризмом), но повредить ее достижению, используя неэтичные средства (например, плагиат в научной работе или использование бесчеловечных методов для допроса подозреваемых террористов). Нравственный облик – это то, что мотивирует нас выбирать хорошие цели, а затем достигать их полностью этичными способами.

Поразмышляйте о том, что произойдет, если у вас высокая нравственность без личной эффективности. Вы можете строить хорошие планы, но не быть способными их реализовать. Возможно, вы захотите помочь другим, например, через оказание какой-либо услуги, но вам недостает организации, изобретательности и настойчивости, чтобы сделать это эффективно.

Рассмотрим еще два общих типа проблем в преподавании. Первый тип – учитель, обладающий высокой нравственностью. Он относится к ученикам с уважением и добротой, знаком с каждым из них лично, но вместе с этим не демонстрирует высокую личную эффективность (например, не преподает содержание своего предмета хорошо или не дает ученикам развивать свои таланты). Другие учителя представляют противоположную проблему. Они имеют высокий уровень личной эффективности: хорошо знают содержание предмета и мотивируют учеников, но демонстрируют плохие моральные качества (например, оскорбляют и стыдят учеников, иногда называя такое поведение своеобразным способом мотивации).

По сути, опросы показывают, что отвечая на вопрос «Когда вы понимаете, что учитель заботится о вас?», в качестве основных ученики называют две модели поведения: учитель хорошо преподает (делает свой предмет интересным, не отклоняется от целей, останавливается, чтобы объяснить непонятное) и учитель проявляет уважение, является честным и справедливым (не ставит в неловкое положение, не прерывает, не игнорирует и не кричит на учеников)5. Другими словами, учитель демонстрирует как личную эффективность, так и нравственный облик – сочетание превосходства и этики.

«У нас все хорошо с личной эффективностью»

Когда мы работаем с высокоэффективными школами, мы обнаруживаем, что они часто говорят: «Нам кажется, что мы делаем все правильно, что касается личной эффективности, потому что наши дети хорошо учатся. Однако нам нужно поработать в сфере нравственности». В ответ на такую оценку мы хотим предложить рассмотреть следующие пять пунктов:

  1. Высокоэффективные школы, вероятно, правы, говоря, что они тратят больше времени и усилий, помогая ученикам добиться успеха в академическом плане, чем развить нравственность. Это, к сожалению, относится ко всем школам в целом, а не только к высокоэффективным.
    Например, недавно мы работали с двумя независимыми школами. После нашей «Инвентаризации школьной культуры»6(инструмент для анализа нравственной и интеллектуальной культуры школы) работники обеих школ независимо друг от друга назвали учеников одной из сфер, вызывающей их озабоченность. «Когда ученики приходят утром, – сказал учитель одной школы, – школа безупречна. Когда они уходят в конце дня, в ней полный беспорядок. К сожалению, у этих детей очень сильная уверенность в том, что им все что-то должны – они считают, что кто-то другой должен убирать за ними». Преподавательские коллективы этих школ также назвали проблемными аспектами жизни школы жестокость среди сверстников и общее отсутствие уважения среди учеников. Очевидно, что данные школы должны уделять первоочередное внимание подобным нравственным вопросам, особенно если ранее ими пренебрегали.
  2. Даже если самая насущная потребность школы состоит в том, чтобы лучше работать над сферой нравственности, это не оправдывает бездеятельность в области личной эффективности. Само по себе то, что у учеников все хорошо в академическом плане, согласно традиционным показателям, таким как тесты и поступления в вузы, не обязательно означает, что они имеют высокий уровень личной эффективности. Мы помогаем школам понять, что эффективность в общем смысле этого слова – это результат (оценка, награда, достижение), в то время как личная эффективность состоит из сильных сторон характера: самодисциплины, трудовой этики, упорства и внимания к деталям, позволяющим достичь наилучшего.
    Многие дети с высокими показателями успеваемости прилагают значительно меньше своих максимальных усилий и, следовательно, не делают то, на что действительно способны. А наше желание, чтобы все наши ученики жили согласно словам великого тренера по баскетболу, Джона Вудена: «Не оценивайте себя по тому, чего вы достигли, а лучше по тому, чего вы могли бы достичь благодаря своим способностям»7.
  3. Школам, у которых возникает соблазн подумать: «У нас все хорошо с личной эффективностью», было бы разумно сверить это предположение с реальными доказательствами. Например, данные нашего оценочного инструмента КОПЭ – коллективная ответственность за превосходство и этику (CREE – Collective Responsibility for Excellence & Ethics8) постоянно демонстрируют явную потребность в большем внимании к личной эффективности. Это означает, что ученики будут учиться и работать на максимуме своего потенциала.
    Школы также могут сравнить личную эффективность своих учеников со стандартом, изложенным в книге Рона Бергера «Этика превосходства: формирование культуры мастерства среди учеников». Автор книги, за плечами которого 28 лет работы учителем и который в настоящее время является консультантом проекта «Обучение посредством экспедиций», приводит множество примеров из своего класса, школы, в которой работал, и школ по всей стране. Он рассказывает об удивительных проектах в области науки, социальных исследований, литературы и общественной деятельности, которые могут делать ученики всех слоев общества и уровней способностей и в которых формируется понимание того, что «заботиться о мастерстве – это круто». «Когда я посетил его класс, – рассказал директор одной средней школы, – я был потрясен качеством работы его учеников».
  4. Если вы считаете, что у ваших учеников все в порядке с личной эффективностью, вам нужно обратить внимание на следующий факт. По данным исследований около 75 % учеников средних школ и студентов вузов признают, что они списывают9. Это отсутствие целостности характера, которая распространяется и на более широкую общественность (см., например, книгу Дэвида Каллахана «Культура обмана: почему больше американцев поступают неправильно, чтобы преуспеть»10). Ученики оправдывают свою нечестность такими заявлениями, как «обманывать необходимо, чтобы получить преимущество, нужное для достижения успеха в жизни». Нечестное поведение ставит под сомнение состояние личной эффективности и нравственного облика учащихся.
  5. И наконец, даже ученики, которые действительно стремятся к мастерству и достигают его честно, могут делать это очень эгоистично. Особенно в конкурентной среде высокоэффективной школы ученики склонны воспринимать свое образование как «это все для меня». А отнюдь не как взаимные обязательства стремиться к лучшему друг для друга. Сколько подростков в процессе своей школьной карьеры оказывают какое-либо значимое содействие другим ученикам в реализации их потенциала?
    Один из опытных исследователей поделился наблюдением, сделанным на основе своих работ: «Типичный выпускник наших индивидуалистических школ эгоцентричен. Школьное обучение, реализуемое в американском обществе, очень слабо готовит учеников к жизни служения и социальной ответственности»11.
    Только если ученики развивают личную эффективность и нравственный облик, которые по-настоящему интегрированы со школьной культурой, мы станем готовить выпускников, которые ориентированы на других и понимают, что их жизнь имеет более масштабную цель, чем достижение их собственных интересов. Это возможно, например, путем высококачественного обучения служению, регулярной поддержки и взаимной мотивации делать свою работу наилучшим образом. Некоторые стараются это делать, но большинство – нет.
 

Четыре ключа к превосходству и этике

Помогая школам применять модель «Интеллект и нравственность в школах», мы разработали то, что, на наш взгляд, служит своего рода «генеральной стратегией» развития личной эффективности и нравственного облика. Мы назвали эту стратегию «4 ключа»:

  • Создание сообщества, которое поддерживает и мотивирует – формирование общности (классной комнаты, консультативной группы, команды, всей школы), члены которой стремятся реализовать свой личный потенциал в сферах личной эффективности и нравственности и стараются выявить лучшее в других людях.
  • Самообучение – привлечение учеников к оценке их сильных сторон и сфер повышения личной эффективности и развития нравственности, а также постановке целей для улучшения этих сфер.
  • Подражание примеру – изучение образа действий и результатов деятельности людей, которые демонстрируют мастерство в работе и высокий нравственный облик, а также того, как можно следовать их пути к успеху.
  • Публичные выступления и презентации – использование публичных выступлений и презентаций для повышения ответственности учеников за наилучшее качество своей работы и демонстрацию высокой нравственности.

В результате нашей практической работы со школами в разных условиях мы обнаружили, что «4 ключа» представляют собой простой шаблон, имеющий широкое применение по возрастам и предметным областям, факультативным учебным мероприятиям, консультациям, дополнительному обучению, программам развития молодежи, а также в школьных и учебных дисциплинах. В конце статьи приводятся некоторые примеры использования этих 4 ключей и методы их использования для повышения качества образования в любой школе.

Развитие личной эффективности и нравственного облика: применение четырех ключей

I. Создание сообщества, которое поддерживает и мотивирует

  • Разработайте в каждом классе «Договор о превосходстве». Привлекайте класс к формулированию «Правил самой лучшей работы» и «Правил обращения друг с другом с уважением и заботой».
  • Займите решительную позицию в отношении честности и порядочности во всех сферах школьной жизни. Привлекайте учащихся к созданию школьной культуры, включая кодекс чести, в котором порядочность является нормой. Используйте исследование академической порядочности для сбора данных, позволяющих оценить прогресс в достижении этой цели.
  • Создавайте консультативные группы, члены которых поддерживают и мотивируют друг друга в достижении целей, связанных с личной эффективностью и нравственным обликом.

II. Самообучение

  • Предоставляйте ученикам регулярные возможности для самооценки и постановки личных целей, связанных с личной эффективностью и нравственным обликом.
  • В стратегические моменты учебной программы или факультативного курса ученики должны рассуждать об отдельных сильных сторонах характера, необходимых для успеха (например, внимание к деталям, позитивное мышление, сотрудничество, настойчивость, смелость, риск и т. п.), оценивать эти сильные стороны в себе и ставить цели для улучшения этих сфер.
  • Попросите учеников разработать свою личную формулировку предназначения, описывающую человека: какими они хотели бы стать и чего хотели бы достичь.

III. Подражание примеру

  • Изучая академические дисциплины, обсудите нравственный облик и личную эффективность, которые демонстрируют исторические и литературные персонажи, а также наши современники. Порассуждайте над следующими вопросами: Какие качества нравственного облика и личной эффективности помогли им достичь успеха в их деле? Какие недостатки характера могут ограничить их вклад?
  • Пригласите людей разных профессий (плотников, рабочих фабрик, юристов, бизнесменов и др.) с образцовым отношением к работе. Расспросите их о работе (например, что на работе приносит им удовлетворение), о трудовой этике (например, как они подходят к решению сложных задач), и о том, как они справляются с этическими проблемами на рабочем месте.
  • Предоставьте ученикам возможность изучать выдающиеся произведения литературы, истории, науки, искусства, музыки и т. п. Подумайте, что делает это произведение особым. Как вы думаете, какие сильные стороны личной эффективности и нравственного облика позволили человеку создать его? Какие качества этого готового произведения или способы его создания нужно будет использовать для получения подобного продукта?

IV. Публичные выступления и презентации

  • Предоставляйте ученикам регулярные возможности выступать на публике – перед одноклассниками, всей школой и более широким сообществом. В классах развивайте навыки и качества, полезные для того, чтобы давать и принимать конструктивную критику. Учите своих подопечных описывать предполагаемый результат (например, «вот что я пытался сказать в этом сочинении») и процесс (например, «вот как я пытался достичь поставленной цели»).
  • Предоставляйте ученикам разнообразные возможности для качественного обучения служению. Попросите их обсудить, какие моральные качества необходимы для хорошего служения, какие навыки личной эффективности для этого необходимы.
  • Используйте общественные конкурсы (вокальные, художественные, спортивные, научные проекты) как возможность для развития мотивации и навыков личной эффективности и нравственного облика. Научите школьников рассматривать конкуренцию как возможность критической оценки, которую дадут как конкуренты, так и сама задача, над которой они работают. Цель – достичь программы максимум, т. е. сделать самое лучшее, на что они способны.

 


1 Отчет проекта «Интеллект и нравственность в школах» (www.cortland.edu/character/highschool) дает под- робные сведения о каждой из восьми сильных сторон характера: (1) непрерывно учащийся и критически мыс- лящий интеллектуал; (2) усердный и способный исполнитель; (3) социально и эмоционально подготовленная личность; (4) размышляющий о нравственности; (5) заслуживающий доверия и ответственный человек; (6) дисциплинированная личность, стремящаяся к здоровому образу жизни; (7) активный член общества и созна- тельный гражданин; и (8) духовный человек, строящий свою жизнь на благородных целях.

2 M. Csiskszentmihalyi, K. Ratunde, & S. Whalen, Talented teenagers: The roots of success and failure. (New York: Cambridge University Press, 1993).

3 A. Colby and W. Damon, Some do care. (New York: Free Press, 1992).

4 T. Lickona, & M. Davidson. Smart & good high schools: Integrating excellence and ethics for success in school, work, and beyond. (Cortland, NY: Center for the 4th and 5th Rs /Washington, DC: Character Education Partnership 2005).

5 K.R.Wentzel, Student motivation in middle school: The role of perceived pedagogical caring. Journal of Educational Psychology, 1997, 89, 3, 411–419.

6 Lickona, T. & M Davidson. School Culture Inventory. Cortland, NY: Center for the 4th & 5th Rs (Respect & Responsibility).

7 J. Wooden, Wooden: A lifetime of observations and reflections on and off the court. (Lincolnwood, IL: Contemporary Books, 1997).

8 Davidson, M & V. Khmelkov. Collective Responsibility for Excellence and Ethics (CREE) – For Students & Adults. Available at, www.cortland.edu/character.

9 McCabe, D. “Cheating: Why students do it and how we can help them stop,” American Educator (Winter 2001).

10 Callahan, D. The cheating culture. (New York: Harcourt, 2004).

11 Personal communication, 2006.

 

 

Перевод: Лев Панчихин
Редактор: Ирина Балаболова
Издание Международного альянса для развития христианского образования
Материал использован с разрешения Директора Центра уважения и ответственности
(Center for the 4th and 5th R’s at the State University of New York at Cortland)