Обучение 21-го века: переход к новой парадигме

Мир изменился. Он постоянно меняется. Люди стали другими. Культура изменилась. Соглашаешься ты с этим или нет, веришь в перемены или не веришь, принимаешь их или нет – жизнь меняется. Перед нами, педагогами, стоит выбор: мы можем позволить этим переменам болезненно тащить нас за собой, награждая нас шишками и ссадинами и, в конечном счете, оставляя нас обессиленными на обочине жизни – или принять происходящие перемены как новую возможность, таящую в себе большие перспективы.

Перемены сопровождаются неопределенностью и приносят с собой много сложностей. Но, в то же самое время, новые возможности дарят восторг и предвкушение чего-то замечательного. Для учеников христианских школ эффективное обучение означает принятие меняющейся парадигмы изменчивого мира и культуры так, чтобы продолжать открывать для себя неизменные истины жизни во Христе. Именно об этом молился Иисус (Евангелие от Иоанна 17:15-18): «Не молю, чтобы Ты взял их из мира, но чтобы сохранил их от зла. Они не от мира, как и Я не от мира. Освяти их истиною Твоею; слово Твое есть истина. Как Ты послал Меня в мир, [так] и Я послал их в мир».

Кен Смитерман, экс-президент МАХШ, говорит об этом так:

Христианские школы – это не попытка убежать и спрятаться от мира. Напротив, они являются результатом стремления познать волю и планы Иисуса Христа, стремление к истинному пониманию того, что значит быть солью и светом. Это настоящее преобразование обновлением нашего ума…

…Христианские школы – это подготовка нашей молодежи к тому, чтобы выполнять поручение Небесного Отца, к сотрудничеству с Ним в осуществлении Его грандиозного плана, а не самоуспокоение от того, что нам удалось спрятаться в защищенной духовной среде  и не просто попытки отразить атаки желающих уничтожить наше благочестивое мышление, влияние и руководство (2003, 54).

Выпускники христианских школ должны быть самыми оснащенными и самыми подготовленными из всех, начинающих свою карьеру. Высококачественная академическая подготовка, основанная на абсолютной истине, должна обеспечить выпускников надежным основанием, которого не дает светское образование. Для реализации этого видения христианские школы должны принять новую парадигму, присущую окружающей нас реальности.

Культура 2.0

За последние пять или даже десять лет в нашей жизни произошли значительные перемены. Поразительный рост числа доступных технологических решений и глобализация всего мира – ключевые компоненты перемен, которые коснулись каждого. Томас Фридман в 2005 году сказал, что глобализация – это, на самом деле, уменьшение мира в размерах. Предыдущие этапы глобализации сделали мир маленьким, а сейчас он становится еще меньше. В результате тесных взаимосвязей все в этом мире движется и происходит намного быстрее. Всего лишь несколько десятилетий назад транспортное сообщение и связь между континентами занимали несколько дней, недель и даже месяцев. Сейчас мир не только имеет моментальную связь, но и проявляет нетерпение, когда ответ задерживается чуть дольше обычного. Люди и места лучше связаны между собой, чем когда бы то ни было. Сейчас удаленность определяется такими категориями, как наличие средств связи и транспортного сообщения, а не действительным географическим расположением.

В поисках примеров такой взаимосвязанности нам будет достаточно посмотреть на то, что содержит в себе массовая культура. Ссылки на блог Шакила О’Нила на Твиттере выставлены на рекламных щитах во время баскетбольных матчей. Эштон Кутчер обошел СNN по числу посетителей своего блога на Твиттере – их у него зарегистрировано больше трех миллионов. У Опры Уинфри более миллиона друзей на Фейсбук. Еще более красноречивым является тот факт, что Твиттер, Фейсбук и Скайп перестали быть просто названиями программ, а стали общеупотребительными словами. Сегодня центры приема звонков в различные учреждения, аэропорты и вокзалы, справочные службы некоторых крупных фирм перенаправляются в Индию, в Бангалор, где тысячи сотрудников обеспечивают круглосуточную непрерывную работу всевозможных служб, принимая по телефону различные сообщения, от потери багажа до технического обслуживания самолетов. Веб 2.0 уже существует и уже оказывает значительное влияние на культуру и мышление. Улучшение связи увеличивает объем доступной информации и, по сути, делает более прозрачной информацию о выполняемых действиях, о компаниях и отдельных людях.

Отложив свои политические взгляды в сторону, президент Обама принял культуру Веб 2.0, что увеличило его присутствие в Сети и стало важным примером принятия новой парадигмы. Он постоянно находит способы расширить свою аудиторию и получить значительную поддержку некоторых инициатив с помощью социальных сетей Интернет. Он существенно преобразовал веб-сайт президента США; и даже то, как он использует свой Блэк Берри (телефон с функциями компьютера – прим. перев.), свидетельствует о том, насколько глубоко он принял перемены в этой сфере культуры и жизни общества.

Показательный факт: Обама собрал значительные средства на свою предвыборную кампанию с помощью ресурсов Интернет. Он задействовал и максимально использовал изменяющуюся культуру Америки для своей выгоды, на этой волне добравшись до самого Белого дома. Разумеется, не все методы и цели светских людей надо брать на вооружение христианам – тем не менее, мы, педагоги-христиане, просто обязаны использовать происходящие в культуре перемены как возможности для служения и привлечения молодежи, ищущей Бога.

Не надо менять главную цель своей школы – лучше поменять методы выполнения своей миссии! Если мы не будем активно вносить изменения в работу наших школ, делая их такими учебными заведениями, которые имеют непосредственную практическую связь с жизнью учеников, – христиане станут луддитами, отшельниками своего времени, сознательно игнорирующими существующую реальность. Вне зависимости от качества нашего христианства, отказ от смены парадигмы может в будущем привести к пустым классам и безжизненным учреждениям, которые неспособны послужить следующему поколению.

Как мы сюда попали?

Термин Веб 1.0 возник как аналогия с Веб 2.0. Веб 1.0 – однонаправленная связь, дающая доступ к информации. Это размещение результатов исследований и открытий в привычной форме, пригодной для распечатки, и доступ к ним посредством Интернет. Веб 2.0 стал существенной модернизацией, которая вторглась в привычный ход жизни, в историю и мышление. Веб 2.0 предоставляет собой двунаправленную связь и общение, давая возможность пользователям в реальном времени реагировать на Веб-контент и взаимодействовать с ним. Что более важно – это переход от простого получения информации к созданию и производству контента для неограниченной аудитории.

Веб 2.0 позволил семнадцатилетнему Джорджу Хотцу усмирить огромную корпорацию Эппл, когда он показал всему миру, как взломать Айфон и заставить его работать с любым оператором мобильной связи. Это средство, позволившее огромному количеству людей посмотреть свадебную церемонию Джил Петерсон и Кевина Хайнца, размещенную на сервисе Ютуб (она была просмотрена более девятнадцати миллионов раз). Это канал, через который в мир утекают видеосюжеты о наступлении на демократию после выборов в Иране; это последние новости и прямая связь с жертвами нападения террористов на гостиницу в Мумбаи; возможность наблюдать он-лайн последствия серии взрывов в Московском метро или развитие событий в Кыргызстане. Это – ориентированное на потребности общества взаимодействие, позволившее пользователям Интернет разместить в Википедии почти три миллиона статей только на английском языке! Веб 2.0 дает возможность любому человеку создавать свой контент, а также просматривать и изменять контент, созданный другими людьми, что многократно увеличивает объем доступной информации. Такой способ коммуникации способствует расширению сотрудничества между людьми.

Сейчас, как никогда раньше в истории человечества, мы можем найти больше информации по значительно большему количеству вопросов. Однажды мы с друзьями проезжали на машине мимо каких-то заброшенных производственных помещений и довольно нового здания школы. Мой друг без какой-либо задней мысли заметил, что единственная разница между школой и фабрикой в наши дни – это игровая площадка возле школы.

Сидя на заднем сидении машины, я размышлял о его словах. Мы видели эти здания снаружи, а насколько справедливо сказанное им по отношению к тому, что происходит внутри? Мир меняется очень быстро. Успевают ли школы за этими переменами? Прослеживая связь развития сети Интернет с образованием, Дэвид Ворлик заметил: «В ближайшем будущем грамотность будет, несомненно, включать в себя способности читать, писать и работать с числами. Тем не менее, понятие грамотности, в смысле ее «основ», в наполненном технологиями мире, управляемом информацией, будет намного шире и значительно объемнее, чем три основных умения, которые для многих определяют обучение в школе… Наши взгляды на грамотность должны расширяться, чтобы охватить быстро изменяющиеся информационные пространства, где информация и знания тесно взаимосвязаны посредством сетей; где все представлено в цифровом виде и просто поражает воображение». Феноменальный объем информации, доступной каждому, требует изменений методов нахождения информации и ее отбора для практического применения.

Мы стараемся осмыслить окружающую нас среду, и Рекс Миллер дал, вероятно, самое лучшее определение этой новой эре. Заметив, что существующая система образования сосредоточена «на отдельных учениках и их персональных потребностях», он пояснил: «Иногда изучение текста дополняется фильмами и видеоматериалами, презентациями в группе, участием каждого и обменом жизненным опытом». Несмотря на все усилия вовлечь в этот процесс учеников, система остается ориентированной на передачу информации от одного источника нескольким получателям, т. е., учитель по-прежнему остается центром обучения в классе. Рекс Миллер утверждает, что новый цифровой век во главу угла будет ставить не человека, а контент: «Сотрудничающие друг с другом и с учениками учителя создают учебные сообщества. Получаемые в группе опыт и знания станут более приоритетными по сравнению с индивидуальными и персональными нуждами» (2004, 109). Учебный класс станет всего лишь одним из многих мест обучения, а ученики будут черпать информацию и опыт в процессе всей повседневной жизни.

Учителя и ученики должны стать партнерами в учебе, и взгляд на учителя как на главный источник информации должен измениться под влиянием среды, изобилующей этой самой информацией. В основе предсказаний Миллера лежит идея системного мышления Питера Сенге, и Миллер утверждает, что именно такое мышление будет пропитывать всю нашу жизнь. В образовательной системе нового типа мы увидим, как обучение отдельного человека будет происходить в контексте обучения всей группы. Главным элементом развития идей станут отношения между людьми, и знание будет сосредоточено на понимании того, к кому и куда обратиться за информацией, а не на том, что будет знать отдельный человек.

Термин «цифровой барьер» расширяет свое применение и само свое значение. Раньше он определял разрыв между людьми, у которых есть компьютер и доступ к Интернет, и теми, у кого этого нет. Суть этой формулировки быстро меняется, сейчас обозначая разрыв между теми, кто знает, как эффективно использовать современные технологии для достижения своих целей, и теми, кто этого не знает. От вопросов доступа разговор переходит к вопросам навыков и умений.

Есть много примеров того, как технология дает большие преимущества даже тогда, когда неопытные пользователи находят способы ее использовать и приспосабливать к своим нуждам. Когда бедные фермеры в Африке получили мобильные телефоны, никто не мог предугадать, что с их помощью они будут находить самые выгодные рынки сбыта, чтобы продавать свою продукцию с максимальной прибылью. Также никто не догадывался, что время разговора по телефону превратится в товар, формирующий свой собственный бизнес, и предприимчивые люди начнут продавать возможность позвонить по своему телефону другим жителям сельской местности. Некоторые из них по телефону назначали встречи с людьми из других деревень и договаривались о сделках, этим самым сберегая целые дни, которые раньше уходили на путешествие в другую деревню, зачастую пешком. Это всего лишь два примера того, как технология преображает жизнь людей самым неожиданным образом.

В процессе все более расширяющегося доступа к технологическим ресурсам каждый человек должен приобретать навыки, необходимые для их использования, и школы должны активно учить детей этим умениям-навыкам двадцать первого века.

 Навыки двадцать первого века

Помню, как я, еще будучи ребенком, настраивал своим родителям видеомагнитофон. Взрослые очень часто поражаются способности своих детей взять в руки какое-то незнакомое устройство и заставить его работать. Возможно, дело не столько в знании принципов работы устройства, сколько в готовности ребенка рискнуть и включить его. Есть, наверное, какая-то укоренившаяся во взрослых привычка, которая заставляет их думать, что знание того, как что-то делать, является обязательным условием для постижения чего-то нового.

Дети могут взять в руки новое устройство, и – не успели вы оглянуться, как они уже включили какую-то функцию, о существовании которой вы даже не подозревали. Ученики, как и технические устройства, «функционируют нажатием»: единственная разница заключается в том, что люди нуждаются в руководстве, как правильно использовать эти нажатия, чтобы повысить эффективность своего обучения и получить доступ к знаниям.

Являются ли наши классы тем местом, где ученики могут найти нужные инструменты и научиться использовать их? Или ученики целиком находятся во власти ограниченных знаний и навыков учителя? Дон Тапскотт метко подметил: «Больше не засчитывается то, что ты знаешь; сейчас важно то, чему ты можешь научиться» (2009, 127). Тем не менее, эта концепция значительно превосходит простые игры с какими-то высокотехнологичными штучками. Необходимые нашим ученикам навыки двадцать первого века должны быть значительно лучше развиты и проникать намного глубже, чем настройка видеомагнитофона или запуск нескольких программ.

Вместо повышенного внимания к знаниям, навыки двадцать первого века уделяют внимание поиску, адаптации, применению, принятию, синтезу, обоснованию и комбинированию знаний практичными методами. Они включают в себя способность создавать команды и сотрудничать с другими людьми. Они быстро приспосабливаются к ситуации. Они требуют творческого подхода, поиска новых путей и умения решать проблемы. Предполагая, каким будет двадцать первый век, нам кажется, что он будет динамичным, бурлящим; полным жизни, постоянного действия и взаимодействия; сосредоточенным не на имеющейся сумме знаний, а на обучении.

Особенности среды обучения двадцать первого века во многом заключаются не в том, чтоты знаешь, а кого ты знаешь. Общественные сети и взаимоотношения становятся информационными узлами, которые могут быть задействованы в случае необходимости. Такое сосредоточенное на людях обучение воспринимает людей как ресурс. Также стоит подчеркнуть, что ключевым в этих переменах является тот факт, что новая среда обучения своим центром делает ученика, а не учителя. Недавно один ученик подметил: «Я думаю, что учителя не очень эффективно используют новые технологии, потому что они препятствуют общению учителя с учениками». Другой ученик сказал, что школа не понимает, что технология «просто стала частью нашей жизни». Тапскотт утверждает, что для перехода к обучению, в центре которого находится ученик, должны произойти четыре вещи:

Чтобы сосредоточить внимание на учениках, педагоги должны оставить старую систему, по которой учитель читает студентам лекцию, одну и ту же всем студентам. Во-первых, учителям нужно спуститься с пьедестала и начать слушать и участвовать в разговоре, вместо того, чтобы просто говорить свое. Другими словами, нужно поменять стиль подачи материала с лекционного на интерактивный. Во-вторых, учителя должны мотивировать учеников самим познавать новое и осваивать процесс открытия и критического мышления, а не просто запоминать, что сказал учитель. В-третьих, им нужно поощрять сотрудничество среди учеников и с другими людьми вне школы. И, наконец, им необходимо приспособить стиль своего преподавания к индивидуальному стилю обучения своих учеников. (2009, 130)

Помимо всего прочего, технология – это не отдельный компонент жизни учеников. Она неразрывно связана с остальными сферами жизни. Класс – это больше не комната с четырьмя стенами. Он теперь стал точкой входа и доступа к экспертам и сверстникам в других уголках земного шара. Экскурсии больше не ограничиваются только автобусными поездками: ученики могут посетить музеи других стран посредством виртуальных туров.

Чтобы сделать, или даже понять то, о чем в 2009 году писал Тапскотт, мы должны усвоить разницу между теми, кого Марк Пренски назвал цифровыми гражданами  и иммигрантами. На основании его первоначальных идей Ян Джукс и Анита Досай в 2006 году определили основные различия между этими двумя группами. В 2009 году Эндрю Черчес составил такую таблицу этих различий:

Цифровые граждане (ученики 21 века)

Цифровые иммигранты (типичные учителя)

Быстрое распространение информации посредством различных мультимедийных источников

Медленное, контролируемое распространение информации посредством ограниченного числа источников

Параллельная обработка данных и многозадачность

Обработка данных в один поток и однозадачность

Изображения, звуки и видео перед текстом

Текст предшествует изображениям, звукам и видео

Неограниченный доступ к интерактивной мультимедийной информации через гиперссылки

Линейный, последовательный и логический доступ к информации

Одновременная связь и общение со многими людьми

Отдельное внимание одному человеку или нескольким людям

Комфортабельный переход между реальным и виртуальным пространствами

Действия в реальном пространстве

Предпочитают интерактивный, сетевой подход к работе

Предпочитают, чтобы ученики (и они сами) работали индивидуально

Обучение «как раз вовремя»

Обучение «на всякий случай»

Обучение актуально, моментально, практично, интересно

Обучение базируется на стандартных методических указаниях и тестах (ЕГЭ, например)

 Вот какие выводы можно сделать на основании различий между цифровыми гражданамии цифровыми иммигрантами: ученики хотят овладевать актуальными навыками и получать информацию, когда это им нужно. Им это нужно «как раз вовремя», они не желают запоминать таблицы и формулы, ради какого-то неизвестного случая в будущем. Они желают сотрудничать со многими людьми и получать информацию из разных источников. Им намного интереснее мультимедийные презентации, чем монотонный текст. И, что очень важно, они не считают, что виртуальные пространства менее важны, чем реальное общение.

Тем не менее, хотя мы всех учеников принимаем за цифровых граждан, а всех учителей считаем цифровыми иммигрантами, границы этих понятий меняются. Цифровые граждане появляются и среди учителей. Если мы не сможем вовлечь этих молодых специалистов в измененную образовательную парадигму, мы рискуем потерять потрясающие ресурсы! Они выберут другую дорогу в жизни, а мы не оправдаем ожидания наших учеников.

Заключение

В то время, как в нашем обществе происходит все больше и больше перемен, навыки двадцать первого века – это нечто большее, чем просто модные слова. Мы должны признать, что Интернет имеет огромную силу, и что Гугл действительно обладает большей суммой знаний, чем любой из нас. Педагоги должны серьезно отнестись к происходящей в настоящее время фундаментальной смене парадигмы. Прогрессивным школам необходимо подкорректировать свою фокусировку таким образом, чтобы стать учебными сообществами, успешно подготавливающими новое поколение учеников к тому, чтобы они несли свое служение в каждой области науки. Многие частные школы, являясь очень локализованными, имеют возможность быстро произвести желаемые перемены. Им нужно создать учебные сообщества, которые примут культуру Веб 2.0 и уделят внимание не только оттачиванию академических навыков, но и выработке духовного восприятия, необходимого для достижения успеха в двадцать первом веке. Успешное обучение сегодняшних учеников должно подготовить их к многочисленным возможностям послужить в будущем, когда обученная и подготовленная молодежь включится в работу и начнет оказывать влияние на этот мир.

Даррен Прайс, магистр гуманитарных наук.

В настоящее время руководит отделом технологии и развития школ в Интернациональной христианской школе Тейжон (Taejon Christian International School) и Интернациональной школе Гиеонгги Суон в Южной Корее (Gyeonggi Suwon International School). Он сотрудничал с этими школами в сфере стратегического планирования и использования технологий, помогающих принять парадигму обучения двадцать первого века.

Опубликовано в журнале «Христианское школьное образование», № 13/2, 2009/2010.

Список литературы:

Churches, Andrew. 2009. Understandingdigitalchildren – IanJukes. Educationalorigami.http://edorigami.wikispaces.com/Understanding+Digital+Children+-+Ian+Jukes.

Friedman, Thomas L. 2005. The world is flat. Video. May 16. http://mitworld.mit.edu/video/266.

Jukes, Ian, and Anita Dosaj. 2006.Understandingdigitalchildren (DKs): Teaching and learning in the new digital landscape. http://edorigami.wikispaces.com/file/view/Jukes+-+Understanding+Digital+Kids.pdf.

Miller, M. Rex. 2004. The millennium matrix: Reclaiming the past, reframing the future of the church. San Francisco: Jossey-Bass.

Smitherman, Ken. 2003. Transforming the future. ACSI 25th anniversary banquet address.InLeadership Academy 2003 report, 54 – 59. Colorado Springs, CO: Association of Christian Schools International.

Tapscott, Don. 2009. Grown up digital. New York: McGraw-Hill.

Warlick, David. Literacy and learning in the 21st century. CoLearners.http://davidwarlick.com/wordpress/?page_id=61.

Статья использована МАРХО с разрешения организации Международная ассоциация христианских школ (Association of Christian Schools International, USA). Желающие использовать эту информацию в других контекстах должны указать имя автора и МАХШ.