Научное исследование об эффективности христианских общеобразовательных школ

Научное исследование об эффективности христианских общеобразовательных школ

подсказывает, зачем они нам нужны

(статья сокращена с оригинала)

Внимание: Хотя результаты научного исследования об эффективности христианских общеобразовательных школ Канадской организации Кардус (2011) доступны каждому на сайте http://www.cardus.ca/research/education/survey_schedule/, этот объемный доклад существует только на английском языке. В следующем документе мы объединили две статьи, в которых авторы делают полезные комментарии об этом чрезвычайно важном исследовании.

Первая статья, которая была написана директором христианской школы, дает совет по практическому применению результатов исследования. Вторая статья написана одним руководителем центрального офиса МАХШ в США несет информацию для правильного толкования результатов проекта Кардуса. Напоминаем, что исследование проводилось только в США и Канаде, поэтому не все факты и выводы равнозначно относятся к христианским школам других стран. Тем не менее, мы посчитали целесообразным опубликовать эту информацию в качестве примера влияния христианских школ на учащихся. Надеемся, что в постсоветских обществах этот опыт окажется полезным в работе, как с церковной, так и светской общественностью по необходимости организовать, развивать и поддержать христианские школы (ред., ЦПП МАХШ).

Реакция директора христианской школы

…На конференции «Нексус» (МАХШ США) во время презентации одного из спикеров я услышал, как он упомянул удивительную статистику, показывающую эффективность христианского образования, и я записал название - Исследование образования Кардус. В тот вечер поиск в Интернете привел меня на сайт Кардус, где мне было предложено загрузить все исследование целиком. Бесплатно! Просматривая отчет об исследовании, я понял, что наткнулся на потрясающе полезный материал, и начал штудировать его.

Что такое исследование Кардус?

Компания Кардус Груп – это исследовательский центр, целью которого является обновление социальной архитектуры Северной Америки. Кардус проводит независимые и оригинальные исследования в четырех сферах жизни североамериканского общества: жизнь в городах, гражданственность, образование и культура, работа и экономика (Кардус, 2012). Исследование образования Кардус стало продолжением симпозиума, целью которого было идентификация пробелов в исследовании состояния христианского образования с детского сада по двенадцатый класс в Северной Америке. Компания Кардус подготовила предложение по тематике исследования и получила финансирование от нескольких крупных фондов. Партнером исследования выступил Университет Нотр-Дам (Пеннингс и др., 2011, 43). Если коротко, данное исследование представляет собой серьезные научные знания, подчиняющиеся точной методологии. Исследование посвящено проблеме определения соответствия результатов работы христианских школ их установленной цели, а также анализ роли христианских школ в формировании жизни своих выпускников. Какое влияние, если таковое имеется, обучение в школе оказывает на жизнь учеников во взрослом возрасте? Для получения результатов разработчики исследования использовали случайную выборку из 3000 взрослых в возрасте от 23 до 49 лет. После этого результаты тестов были проанализированы по пяти демографическим сегментам: выпускники государственных школ; протестантских школ; католических школ; частных светских школ, а также программ домашнего обучения (Пеннингс и др., 2011, 44). Отчет начинается с непродолжительного, но очень убедительного краткого описания, которое на двух страницах излагает содержание исследования. Основной раздел отчета содержит результаты предварительного анализа, за которым идет непростое обсуждение применения исследования. Результаты приведены не только в форме описания, но и многочисленных информативных ступенчатых диаграмм. Каждая диаграмма в качестве нулевой отметки использует показатели государственной школы, и результаты остальных демографических групп изображены относительно нулевой отметки.

Что Кардус говорит мне

В последнем выпуске журнала Христианское Школьное Образование (ХШО) Рэй Пеннингс, руководитель исследовательской группы, дал превосходный обзор и краткое описание результатов, приведенных в отчете (Пеннингс, 2011). Более глубокое рассмотрение исследования представляет собой подробный доклад, подготовленный МАХШ и озаглавленный «На твердом основании: ответ МАХШ на Исследование образования Кардус и его объяснение» (Con-NEXUS, 2012). В этом докладе МАХШ затрагивает некоторые поднятые в исследовании вопросы и анализирует данные, имеющие отношение к школам-членам МАХШ США и Канады. Но, помимо всего этого, ошеломляющее воздействие Исследования образования Кардус (ИОК) на меня, как директора школы, заключается в следующем – по показателям, наиболее значимым для большинства христианских семей и церквей, выпускники христианских школ демонстрируют значительное превосходство. И хотя лично я не нуждаюсь, чтобы ИОК говорило мне об этом, это исследование стало эффективным инструментом в моем общении с другими. Подавляющее большинство показателей ИОК подтверждает, что протестантские школы оказывают весомое положительное влияние на жизнь своих выпускников в зрелом возрасте. Они «законопослушные, щедрые, ориентированные на других», а также демонстрируют «особое посвящение своим семьям, церквям и… обществу». Они щедро отдают свое время и деньги, и, в принципе, живут в мире с самим собой и с другими людьми (Пеннингс и др., 2011, 5).

Кому нужно ознакомиться с этим отчетом?

Одна из моих целей – разъяснительная работа о христианском образовании среди пасторского руководства церквей в нашем районе. Те, кто в семинарии готовятся стать служителями, обычно получают совсем немного существенной и значимой информации о том, что Божье Слово говорит о том, каким должно быть образование детей и влияние на их мировоззрение. Когда дело доходит до рекомендаций членам церкви, в какую школу отдать ребенка, христианские школы, как правило, не принимаются во внимание. Используя ИОК при встрече с пасторами, я могу показать статистические подтверждения того, что христианские школы должны быть восприняты в качестве самых лучших союзников в деле созидания церкви. Будущая стабильность проповеди Благой вести спасения зависит от того, насколько нынешнее поколение примет ценности, преподаваемые в христианских школах, и научится применять их. Вот одна из самых сильных цитат из ИОК, которую я использую в разговоре с пасторами: «Это очевидно, что выпускники протестантских христианских школ во многом являются идеальными членами церкви. Начиная с регулярности посещений церкви и заканчивая волонтерской работой, протестантская христианская школа оказывает свое влияние на то, как ее выпускники участвуют в жизни церкви. В таком случае вызывает некоторую тревогу тот факт, что... священнослужители протестантских церквей редко советуют своим прихожанам выбирать для своих детей христианские школы... Мы уверены, что церковь и христианская школа вместе обладают потенциалом быть взаимно дополняющими структурами, если предоставить школам большую поддержку... Мы задумываемся, не было бы правильнее церквям больше помогать христианским школам, чтобы стало лучше их семьям, детям и… обществу в целом» (Пеннингс и др., 2011, 20). Вторая группа людей, кому ИОК сослужит очень хорошую службу – это жертвователи. Я подготовил краткое описание ИОК, где выделил ключевые пункты, на которые я обращаю их внимание. И хотя наибольшее впечатление на жертвователей производят конкретные примеры из нашей школы, исследование, подкрепляющее мои жизненные «Божьи истории», производит свой эффект. Я не только даю им этот краткий отчет во время личной встречи, но я также несколько раз делал ссылки на результаты исследования в своих письмах к жертвователям. По моему мнению, эта информация наиболее значима для владельцев частных компаний, планирующих пожертвование от своей фирмы и заинтересованных в статистических подтверждениях. Родителям тоже необходимо видеть и понимать результаты ИОК. Эти люди вкладывают значительные суммы своих заработанных нелегким трудом доходов в образование своих детей. Они постоянно испытывают давление, подталкивающее их оставить христианскую школу, поэтому на нас, директорах школ, лежит ответственность за то, чтобы побуждать их не сходить с выбранного пути, потому что, как сказал бывший президент МАХШ Брайан Симмонс, это «стоит того». ИОК предоставляет доказательства, свидетельствующие, что родители не тратят свои деньги впустую. Именно поэтому в своем регулярном письме родителям я ссылаюсь на это исследование. На общешкольных родительских собраниях я тоже использовал материалы ИОК. Также, общаясь с родителями потенциального ученика школы, в последнее время я часто ссылаюсь на новейшие исследования, подкрепляющие значимость христианского образования. В заключительную и очень важную группу, получающую пользу от ИОК, входят наши учителя и члены советов школы. Как и родители, эти люди имеют глубокую заинтересованность в христианском образовании. Для себя они нашли ответы на вопросы, относящиеся к образованию, и связали с ним свою жизнь, поэтому они не нуждаются в дополнительных увещеваниях. Тем не менее, когда возникает какой-то конфликт или какие-либо сложности, когда жертвы кажутся чрезмерными, этим людям необходимы подтверждения того, что они посвятили себя стоящему делу. Вот почему я использую собрания совета и встречи с учителями, чтобы рассказать им о результатах исследования. Руководители школ, которые не ознакомились с докладом ИОК, упускают ценный и мощный инструмент своей работы. Он не только подкрепляет наши убеждения относительно христианского образования, но и может помочь нам привлечь на свою сторону тех, чья поддержка нам крайне нужна. Данное исследование является научным и уже вызвало активную реакцию среди руководителей христианских школ. Каждый директор школы-члена МАХШ должен использовать этот ресурс.

                                                                                       

                                                                                     Майкл Хилан, из статьи Ответ наИсследование

                                                                                     образования Кардус в журналеХристианское

                                                                                     школьное образование (МАХШ), выпуск 16, номер 2.

                                                                                     2012/2013 15

 

Список литературы:

«На твердом основании: ответ МАХШ на Исследование образования Кардус и его объяснение», МАХШ, 2015

ACSI ConNEXUS. 2012. Upon a solid foundation: The ACSI response to and expansion of the Cardus education survey. Retrieved in the Educational Research and Studies group

resources from my.acsi.org.

ACSI ConNEXUS. 2012. Upon a solid foundation—PowerPoint. Retrieved in the Educational Research and Studies Group resources from my.acsi.org.

Cardus. 2012. About Cardus. Retrieved September 27, 2012, fromhttp://www.cardus.ca/organization/about/.

Pennings, Ray. 2011. Mission matters. CSE 15, no. 2: 6.

Pennings, Ray et al. 2011. Cardus education survey.

Hamilton, Ontario: Cardus.

Simmons, Brian. 2011. Worth it: The 15,000-hour decision. Colorado Springs, CO: ACSI/Purposeful Design Publications.

Michael D. Healan, EdD, is head of school at Westlake Christian Academy in Grayslake, Illinois.

 На твердом основании: ответ МАХШ на Исследование образования Кардус и его объяснение.

(статья сокращена с оригинала)

 Краткий обзор

В 2011 году исследовательский центр Кардус опубликовал Исследование образования Кардус (ИОК). В нем была проанализирована связь между мотивирующими факторами христианского образования и показателями успеваемости учеников. Оно разделяет мотивацию и результаты на следующие сферы: духовное становление, академическое качество, а также участие в жизни общества и влияние на культуру. В основу исследования легли учебные программы протестантских и католических школ. Целью данной статьи Международной ассоциации христианских школ (МАХШ) является как ответ на ИОК, так и распространение отдельных данных, имеющих отношение к МАХШ, которые ранее небыли доступны широкой общественности.

ИОК показало, что протестантские христианские школы превосходят остальные школы главным образом в духовном становлении учеников, что является ключевым приоритетом учебных программ этих школ, который приносит свои плоды в жизни выпускников. Мы особо подчеркиваем эти результаты, а также призываем лидеров церквей продолжать дело христианского образования. Мы также дополняем доклад Кардус, формулируя конкретную философию христианского образования в том виде, как мы ее понимаем.

ИОК пришло к выводу, что католические школы намного более требовательны в академическом плане, чем протестантские, и это вызвано четырьмя основными факторами. Мы проанализировали эти факторы и полагаем, что полученные данные указывают более на различия в приоритетах результатов учеников, чем на академический разрыв между двумя типами школ. Мы также просмотрели данные за последние сорок лет, и они показали, что академические результаты католических и протестантских школ не имеют значительных расхождений.

И последнее, данное исследование показало, что протестантским христианским школам не хватает культурного влияния в некоторых ключевых сферах. Для некоторых измерений культурного влияния в ИОК были использованы критерии сравнения «сверху-вниз» (например, влияние политиков и широко известных личностей на культуру). Мы сделали ударение на более сбалансированном, двойственном культурном влиянии, включающем как влияние «сверху-вниз», так и «снизу-вверх» (то есть влияние обычного человека на общество), а также выделили, в чем наши выпускники показали свое превосходство в этих сферах.

В этой статье мы выражаем свое согласие с отчетом Кардус, потому как точность и важность полученных данных неоспоримы. Исследовательский центр Кардус оказал всем христианским педагогам очень большую услугу. С чем временами мы не были согласны, так это с интерпретацией выводов, сделанных на основании этих данных….

Цель и контекст

1.1 Цели

Данный отчет представляет собой как ответ на результаты Исследования образования Кардус (ИОК) в общем, так и анализ некоторых показателей, предоставленных ИОК, специфических для школ МАХШ, которые ранее не были доступны общественности.

1.2 Исследование образования Кардус

Кардус – исследовательский центр, расположенный в Онтарио, Канада. Своей целью он считает обновление «архитектуры социума» Северной Америки в сферах образования и культуры, работы и экономики, гражданственности и жизни в городах (Кардус, 2012). Центр Кардус имел желание провести исследование, которое бы помогло восполнить пробел сведений о христианском образовании с детского сада по двенадцатый класс и дало бы заинтересованным сторонам лучше понять ожидаемые и фактические результаты христианского образования в сфере академических результатов, духовного развития и участия в жизни общества в Соединенных Штатах и Канаде. В 2011 году Кардус опубликовал свой первоначальный отчет, показывающий итоги двухлетнего дорогостоящего исследования. Во время него был проведен опрос учеников, учителей и руководителей школ с целью получить данные в вышеназванных категориях. Исследователи искали ответ на ключевой вопрос: «Соответствуют ли мотивирующие факторы обучения в католических и протестантских школах Северной Америки результатам, показываемым выпускниками?» (Пеннингс и др., 2011; обложка). Ответ: «Да, преимущественно так и есть».

Ценность и значимость ИОК невозможно преувеличить. Это одно из самых, если не самое, всеобъемлющих исследований системы школьного образования Северной Америки, проведенное когда-либо, и оно предоставляет хорошую аргументацию того, чем занимаются христианские педагоги. Также оно показывает, в каких сферах нам нужно приложить больше усилий, и дает количественно измеримые пункты, относительно которых мы можем оценивать наше движение вперед. Влияние этого исследования будет ощутимым в последующие годы.

1.3 Состояние христианского образования

Речь пойдет об очень узкой области протестантского христианского образования, поэтому нам будет легко оставить без внимания общую ситуацию в системе образования США. Давайте определим контекст, задав такой вопрос: «Каково состояния образования в Соединенных Штатах?» В 2009/2010 учебном году около 5488000 учеников всех возрастов в США (приблизительно 10 процентов) пошли учиться в частные школы (Ауд и др. 2011, 26, 150). 80 процентов учеников частных школ учились в религиозных школах, в том числе католических и протестантских (Broughman, Swaim и Hryczaniuk, 2011, 2). Исследования и результаты экзаменов в целом показывают, что эти частные школы из года в год превосходят государственные. Например, данные тестирования Национальной оценки учебных достижений (НОУД) с 1978 по 2011 годы свидетельствуют, что учащиеся частных школ обгоняли учащихся государственных школ в чтении и математике каждый раз, когда проводилась оценка НОУД, и эти сравнительные данные доступны (Национальный статистический центр в сфере образования, 1978-2011). Таким образом, наше ограниченное обсуждение протестантских христианских школ уже включает 10 процентов лучших школ (если судить по средней успеваемости ученика). Неплохое начало разговора.

Мы также хотим побудить пасторов и остальных лидеров церквей и религиозных организаций обратить внимание на то влияние, которое оказывают местные протестантские христианские школы, и на степень ответственности воспитания компетентных верующих, возложенную на церковных лидеров и родителей. Мы считаем, что доклад центра Кардус говорит об этих вещах достаточно красноречиво:

«Это очевидно, что выпускники протестантских христианских школ во многом являются идеальными членами церкви. Начиная с регулярности посещений церкви и заканчивая волонтерской работой, протестантская христианская школа оказывает свое влияние на то, как ее выпускники участвуют в жизни церкви. В таком случае вызывает некоторую тревогу тот факт, что в то время как протестантские христианские школы положительно влияют на церковь, мы замечаем, что священнослужители протестантских церквей редко советуют своим прихожанам выбирать для своих детей христианские школы. Это довольно иная парадигма, чем та, что присутствует в католических церквях. Мы считаем, что церковь и христианская школа обладают сильным потенциалом быть взаимно дополняющими структурами, если предоставить школам большую поддержку. Несмотря на то, что мы понимаем необходимость поддержки церковью государственных школ, а также аргументацию посылать своих детей в эти школы в качестве «соли и света», мы задумываемся, а не будет ли правильнее церквям больше помогать христианским школам, чтобы стало лучше их семьям, детям и… обществу в целом» (Пеннингс и др., 2011, 20).

Период ежегодного роста движения протестантских христианских школ в Северной Америке закончился некоторое время назад. Сейчас наши школы борются за выживание, потому что многие факторы вне их контроля. Экономический спад создал новый стандарт работы абсолютно всех организаций, которые хотят, чтобы люди приходили именно к ним. Добавьте к этому факт появления в последнее время так называемых «чартерных» (полуавтономных, с государственным финансированием) государственных школ. В то время как мы приветствуем усилия многих хороших братьев и сестер во Христе, которые открыли «чартерные» школы на благо своих общин, «чартерная» школа, в сущности, государственная и, следовательно, не является независимой и, конечно, не может быть религиозной. Ей не хватает основополагающих элементов, которые делают частную протестантскую христианскую школу уникальной – ее религиозной миссии и целенаправленного воспитания веры. Проще говоря, наши школы нуждаются в энтузиастах в наших церквях, которые воспринимают христианское образование таким, как оно есть, – дальнейшим продолжением дома и церкви.

Духовное становление

Крайне важно понимать, что христианские школы должны прежде всего добиться успеха в духовном становлении, чтобы далее быть успешными в культурной и академической трансформации своих учеников и, следовательно, их локальных сообществ. Следовательно, мы рады отметить, что данные ИОК показывают, что подавляющее большинство руководителей протестантских школ называет отношения своих учеников с Богом одним из основных, если не самым главным, приоритетом. (Пеннингс и др., 2011, 23). Академическое качество и духовное становление не конфликтуют друг с другом, но они также и не являются равнозначными. По нашему глубокому убеждению, академические достижения должны быть производной духовной целостности.

 Рисунок 1 иллюстрирует этот принцип, показывая, что в центре развития ученика находится его духовное становление, и как из центра начинают «прорастать» академические достижения. Мы считаем, что у школ МАХШ приоритеты расставлены правильно. Есть ли необходимость повышать академическое качество? Да. Нужно ли делать это за счет духовного развития? Нет. В этой связи нам приятно знать, что центр Кардус подтвердил то, что уже некоторое время известно директорам и родителям - протестантское христианское образование существенным образом меняет жизнь учеников.

Из всех собранных в отчете Кардус данных «один из самых важных выводов данного исследования состоит в долгосрочном посвящении выпускников протестантских христианских школ своей протестантской вере. Складывается впечатление, что посещение протестантской школы влияет на выбор выпускников сохранить свою христианскую веру в зрелом возрасте» (Пеннингс и др. 2011, 19). Духовное становление является основой, из которой должны проистекать все стремления достичь превосходства и значимости.

2.1 Зачем платить за учебу дважды? Влияние школ МАХШ на духовное становление ученика и его жизнь

В то время как родители и педагоги имеют все основания быть довольными, пастора также должны радоваться результатам ИОК. Выпускники протестантских христианских школ чувствуют себя хорошо подготовленными к духовной жизни, следовательно, их уровень посвящения своим церквям выше. Они активно ведут личную духовную жизнь, и следуют учению церкви чаще, чем выпускники школ любого другого типа (Пеннингс и др. 2011, 16). В общем, выпускники протестантских школ проявляют большее уважение к властям - в частности, к церковной власти, а также более других считают Святое Писание непогрешимым. Также они посещают церковь более регулярно и принимают более активное участие в жизни своих общин, чем другие выпускники школ (16–17).

Одной из сфер, в которой мы хотели бы видеть улучшение - это лидерство выпускников протестантских христианских школ в своих общинах. Исследование показало, что тип школы оказывает незначительное влияние на то, станет ли ученик лидером в своей церкви (Пеннингс и др., 2011, 19). Мы хотели бы, чтобы наши школы оказывали на это более существенное влияние.
Как показывают данные, выпускники протестантских школ демонстрируют наибольшую регулярность внешней религиозности, но как обстоят дела с их внутренней духовной дисциплиной? Эти ученики «заметно отличаются от своих сверстников в своей вере в то, что Иисус Христос - единственный путь к спасению» (Пеннингс и др., 2011, 17). Выпускники домашнего обучения, государственных и католических школ тоже молятся, читают Священное Писание и благовествуют почти так же, но выпускники протестантских христианских школ практикуют все три данных вида деятельности на значительно более высоком уровне (21). Когда выпускники протестантских школ вступают в брак и становятся родителями, они также уделяют больше времени тому, чтобы сделать свою веру важной составляющей их семейной жизни. Они вместе молятся, говорят о Боге и читают Священное Писание всей семьей чаще, чем любой из их сверстников (Пеннингс и др., 2011, 22).

Школы МАХШ не только готовят хорошо подготовленных учеников, но и сами школы более утверждены и последовательны в своих богословских верованиях. Учебные программы, аккредитованные МАХШ, за последние пять лет имели наименьшее количество доктринальных изменений по сравнению с любой другой исследованной группой (Кардус, 2011, 36); этот факт должен успокоить родителей и сторонников христианского образования.

2.2 Высокая нравственность и духовность как соль и свет общества

Еще одной отличительной особенностью выпускников протестантских христианских школ является их предрасположенность выбирать карьеру на основе их религиозного призвания, и они придают меньшее значение вознаграждению за свой труд (Пеннингс и др., 2011, 20). Средний доход их семей ниже, но они отдают больше времени и финансов своим церквям и местным общинам, чем их сверстники (18-19). В общем, выпускники протестантских христианских школ отдают почти в пять раз больше денег в свои церкви и почти в семь раз больше на другие дела, связанные с их верой, чем любая другая группа (18). Также они посвящают намного больше времени добровольной работе в своих церквях и примерно такое же количество часов другой общественной работе (19, 26).

Интересно, что эти выпускники испытывают больше благодарности за то, что они имеют, даже в свете их относительно низких доходов и более активного даяния (24-25). Какое общество не желает иметь таких граждан? Некоторые люди жаловались, что все эти пожертвования остаются в стенах поместной церкви. Тем не менее, многие программы помощи организованы именно церквями или структурами, связанными с церковью, поэтому денежные даяния и время, отданное этим организациям, оказывают стабилизирующее влияние на общество. Недавнее исследование Барна Груп показало, что три четверти взрослых американцев считают, что церкви оказывают положительное влияние на общество, и только каждый двадцатый американец считает, что церкви влияют на общество негативно. Когда людей спрашивали, как церковь может положительно повлиять на общество, люди наиболее часто называли помощь бедным и борьбу с бедностью. Одним из главных результатов исследования Барна было то, что даже для не воцерковленных людей «церковь воспринимается как важный элемент общества» (2011). Церковь, будучи руками и ногами Христа, оказывает прямое влияние на общество, в котором она находится. Данные ИОК подводят к тому, что религиозные верования выпускников протестантских христианских школ также влияют на то, как они взаимодействуют с окружающей их культурой. Они более часто используют Писание в процессе принятия решений, связанных с нравственностью, и они имеют больше веры в абсолютность моральных стандартов, включая запрет добрачных сексуальных связей, развода и сожительства (Пеннингс и др., 2011, 16-17, 20). Эти ученики также твердо убеждены, что религия должна быть задействована в широком обсуждении актуальных вопросов нашего времени (20). Наконец, они делают больше общественно полезных дел благодаря своему участию в краткосрочных миссионерских поездках и благотворительных мероприятиях. Выпускники протестантских христианских школ принимают больше участия в поездках с целью оказания чрезвычайной помощи и развития, а также миссионерских и евангелизационных поездках, чем остальные их сверстники (19). Очевидно, что эти ученики не изолируют себя от общества, но интегрируются в его различные сегменты.

Академическое качество

Главным открытием ИОК в академической сфере стало то, что образование в протестантских христианских школах значительно менее строго в академическом плане, чем в католических школах (Пеннингс и др., 2011, 31). Такое утверждение заслуживает дальнейшего изучения и тщательной проверки.

Как упоминалось ранее, протестантские христианские школы уже находятся в числе лучших десяти процентов школ, если судить по средним показателям учеников при сдаче тестов НОУД. За последние 37 лет, начиная с того времени, как МАХШ и ее предшественники стали отслеживать результаты прохождения Стэндфордского теста на проверку уровня овладения знаниями в 1974 году, школы МАХШ показывали значительно более высокие результаты, чем общенациональная норма в каждом классе каждый год. Очевидно, что протестантские школы, и в частности школы МАХШ, показывают превосходные академические результаты. Вывод ИОК основывается на нескольких критериях, среди которых: школьные академические программы (в том числе количество необходимых курсов по различным дисциплинам и количество доступных углубленных курсов), процент выпускников, которые посещают престижные колледжи и университеты, а также среднее количество лет учебы выпускников школы в ВУЗах и количество ученых степеней. В то время как католические школы предлагают ряд конкретных академических преимуществ, мы считаем, что академический разрыв значительно меньше, чем сообщалось изначально, и что он имеет отношение не столько к академической подготовке, как к целям школы, родителей и самих учеников.
Одним из наиболее положительных открытий Кардус стало то, что ИОК «не обнаружило вредного антиинтеллектуального эффекта, который, по мнению многих, является продуктом протестантской христианской школы» (Пеннингс и др., 2011, 34). Христианское протестантское образование существенно изменилось как в общем, так и в высшем образовании. Несколько десятилетий назад было поднято немало шума, и весьма справедливо, по причине антиинтеллектуального уклона в протестантском христианстве. Усилия МАХШ и других организаций приносят свои плоды – отношение к академическим знаниям изменилось. Нам еще есть над чем работать, но изменения уже начались.

3.1 Школы МАХШ и католические школы разделяют академическое превосходство над государственными школами

Национальный статистический центр в сфере образования, департамент образования США, проводит санкционированную конгрессом Национальную оценку учебных достижений (НОУД). Ее целью является получение объективной информации для проведения оценки системы образования в стране. Тесты и результаты НОУД показывают, что за последние десять лет статистические показатели протестантских и католических школ расходятся незначительно (Perie, Vanneman, и Goldstein 2005, 1; Национальный статистический центр в сфере образования, 1978–2011).

НОУД проводит различие между консервативными христианскими и лютеранскими школами; ИОК не делает такого различия, поэтому для согласованности результатов мы объединили количество лютеранских и консервативных христианских школ в отчете НОУД, прежде чем сравнивали их с количеством католических школ.

Если значительный разрыв в академической сфере есть, можно предположить, что католические школы значительно превзойдут протестантские, но результаты исследования этого не показывают. Тем не менее, мы обнаружили, что католические школы лучше в некоторых аспектах академического качества. Например, данные ИОК показывают, что католические школы предлагают почти в два раза больше курсов углубленного изучения, чем протестантские (Пеннингс и др., 2011, 31). Однако это количество уменьшается почти на треть при сравнении с программами, аккредитованными МАХШ (Кардус, 2011, 150). Школам МАХШ действительно необходимо улучшать предложение курсов углубленного изучения, а также некоторые другие сферы, но в общем показатели успеваемости не имеют значительных различий. Как католические, так и программы МАХШ предлагают образование высокого качества, которое устроит любого родителя.

Опубликованный в 2008 году в журнале «Католическое образование» анализ также подтвердил стабильное качество протестантского и католического образования, сохраняющееся на протяжении нескольких десятилетий. Уильям Джейнис сделал мета-анализ 41 исследования работы школ, проведенных за 40 лет, в которых сравнивались религиозные и светские образовательные программы. Он постарался проанализировать полученные данные еще глубже, сравнивая католические и протестантские школы. Подобно данным НОУД и некоторым данным ИОК, результаты Джейниса показали стабильность качества:

Результаты указывают, что ученики католических и протестантских школ имеют схожее академическое превосходство над своими сверстниками из государственных школ. Однако тенденции при рассмотрении более конкретных академических показателей весьма различны. Ученики протестантских школ показали лучшие результаты при сдаче тестов, чем ученики католических школ. Но последние имеют более высокие показатели по нестандартным критериям измерений.

Результаты данного мета-анализа дают основание предположить, что педагогам из католических и протестантских школ есть чему поучиться друг у друга. Как нам кажется, эти данные свидетельствуют о том, что ученики протестантских, преимущественно евангельских, школ получают более широкий спектр знаний, чем их сверстники из католических школ. Тем не менее, ученики католических школ, учитывая, что они реже остаются на второй год и чаще посещают курсы углубленного изучения, находятся еще и в более благоприятных условиях для учебы, чем ученики школ протестантских. Мы надеемся, что эти результаты подтолкнут христианских педагогов к более тесному общению и сотрудничеству. (Джейнис, 2008, 266–267)

Данные отчетов НОУД и Джейниса показывают, что за последние четыре десятилетия академические стандарты и католических, и протестантских школ остались высокими и относительно схожими.

Одним из критериев качества обучения является количество семестров изучения определенного предмета, необходимых для окончания школы. Католические школы требуют больше курсов, чем протестантские, в общем в 6 из 10 областей знаний, оцененных ИОК (Пеннингс и др., 2011, 31). Несмотря на это, данные, относящиеся к МАХШ, показывают, что аккредитованные МАХШ школы требуют больше семестров, чем католические, в 9 следующих категориях: математика, естественные науки, родной язык, богословие или изучение Библии, иностранные языки, изобразительное искусство или музыка, обществоведение, история и география, физическая культура. Аккредитованные МАХШ программы помимо богословия или изучения Библии требуют меньше курсов по изучению своей религии (Кардус, 2011, 152–162). В школах МАХШ также больше учеников двойного обучения (ученики старших классов, изучающие предметы по программе колледжа), чем в католических и других протестантских школах (185).

3.2 Досягаемость и желательность поступления в престижные ВУЗы

Данные ИОК выявили очевидный факт, что ученики из католических школ чаще поступает в более престижные ВУЗы, чем ученики из протестантских школ (Пеннингс и др., 2011, 31).ИОК называет несколько факторов, которые могут влиять на такой результат, среди которых: различие целей руководства школы, родителей и самих учеников; более высокая академическая репутация католических школ, особенно среди специалистов по подбору кадров, а также, хотя требования к окончанию школы схожие, протестантские программы менее требовательны в академическом плане (31–34).

Мы утверждаем, что более низкое присутствие учеников протестантских школ в более престижных ВУЗах в меньшей степени связано со способностью учеников попасть в такие ВУЗы, чем с их предпочтением выбирать эти учебные заведения – в этом и состоит различие между досягаемостью и желательностью. Как было показано ранее, академические результаты тестов в католических и протестантских школах имеют больше сходств, чем различий. Согласно данным, относящимся к МАХШ, католические школы показывают наивысшие результаты по четырем из пяти критериев оценки акцентов школы на поступление в колледжи и университеты (Кардус, 2011; 3-4, 16, 27-28). Католические школы также занимают первое место по поддержке родителей и учеников на поступление в ВУЗы (87-88, 103). И в католические школы приезжают в несколько раз больше рекрутеров ВУЗов (Пеннингс и др., 2011, 32). Очевидно, что католические школы обращают особое внимание на превосходство учебы в ВУЗе, и эти усилия приносят свои плоды.

Тем не менее, недостаток подобного внимания в протестантских школах не обязательно означает более низкое качество обучения. На самом деле, данные ИОК показывают, что выпускники протестантских христианских школ чувствуют себя более подготовленными к поступлению в ВУЗ, чем остальные их сверстники (Пеннингс и др., 2011, 32-33). Хотя ИОК предполагает, что подобное ощущение готовности может возникать потому, что эти выпускники часто поступают в менее требовательные ВУЗы, мы утверждаем, что причиной ее является уровень академической и духовной подготовки, свойственный именно протестантским христианским школам.

Нужно ли школам МАХШ мотивировать своих учеников поступать в более престижные ВУЗы? Создается впечатление, что протестантские школы, в отличие от католических, сейчас особо выделяют религиозные университеты, делая больший акцент на духовном развитии. Выпускники протестантских школ выбирают протестантские христианские университеты в четыре раза чаще, чем это делают выпускники других школ (Пеннингс и др., 2011, 33).

Целью МАХШ является обучение и подготовка каждого школьника к тому, чтобы он смог полностью реализовать свой потенциал во Христе, а не просто сосредоточиться на конкретном типе высшего образования. Мы считаем, что этот потенциал может включать в себя учебу в более престижном колледже или университете, если Бог предназначил для ученика именно это. То, что ученик посещает христианскую школу, не должно ограничивать его перспективу поступить в выбранный ВУЗ, но и поступление в ВУЗ высокого уровня не должно быть основной задачей христианских педагогов.
ИОК обратило внимание, что если, как показывают результаты исследований, протестантские христианские школы обучают своих учеников согласно своей вере, то «родители не должны бояться посылать своих учеников в светские ВУЗы» (Пеннингс и др., 2011, 34). Мы согласны с этим утверждением, но мы также обращаем внимание на предупреждение, данное Иисусом в Евангелии от Луки, 6:39-40: «Сказал также им притчу: может ли слепой водить слепого? не оба ли упадут в яму? Ученик не бывает выше своего учителя; но, и усовершенствовавшись, будет всякий, как учитель его». Вряд ли кто станет оспаривать то, что в первые годы взрослой жизни средний подросток, поступив в колледж или университет, будет находиться под сильным влиянием своих преподавателей.

В данном вопросе необходимо сохранять баланс, но где проходит граница этого равновесия, не совсем ясно. Данные ИОК показывают, что более 40 процентов протестантских христианских учебных программ позволяют ученикам поступить в ВУЗы первой двадцатки (Пеннингс и др., 2011, 32). Эта статистика сама по себе говорит, что перспектива роста есть, но она не может сказать, стоит ли нам дополнительно мотивировать выпускников поступать в более престижные вузы. Подобная дискуссия – это вопрос философский и богословский, по которому у христиан будут различные мнения. Поэтому наша мотивация как педагогов-христиан должна заключаться в том, чтобы готовить учеников к поступлению в престижный университет, если их к этому побуждает Бог, но не направлять их туда только ради власти и авторитета, которые могут предложить подобные ВУЗы. (Для ясности необходимо сказать, что ИОК не предполагает, что ученики-христиане должны оставить свою веру у дверей престижного ВУЗа, но, скорее, чтобы ученики приходили в такие ВУЗы, будучи готовыми влиять на мир ради Христа. Мы согласны.)

ИОК также показало, что выпускники протестантских христианских школ в среднем на год меньше учатся в ВУЗах и получают меньше ученых степеней, чем выпускники католических школ (Пеннингс и др., 2011, 34). И хотя мы не имеем относящихся к МАХШ данных по этому показателю, мы, несомненно, хотели бы видеть больше роста христианского образования в этой сфере. Несмотря на то, что данные действительно показывают, что окончание любой частной школы повышает вероятность того, что выпускник закончит ВУЗ (34), нашей главной целью остается подготовка учеников к тому, чтобы пойти туда и делать то, к чему призывает их Бог. Имея такую основу, МАХШ желает, чтобы больше выпускников из протестантских школ, став студентами ВУЗов, по их окончании получали более высокие ученые степени.

Протестантскому христианскому образованию необходимы улучшения в некоторых академических сферах, но общая картина не такая уж мрачная. Данные за сорок лет показывают, что обучение в католических и протестантских школах вполне равнозначно по академическим показателям, несмотря на то, что каждый делает акцент на различных типах высшего образования. Меньшее число выпускников протестантских школ поступает в более престижные ВУЗы, и меньшее число выпускников католических школ учится в религиозных университетах. Эти данные могут служить подтверждением того, что подобный результат не является случайностью или итогом академической неодинаковости.

Культурное влияние

Идущие в христианских кругах дебаты о самом эффективном влиянии на общество не являются чем-то новым. Многие люди разочаровались в Иисусе, потому что надеялись увидеть настоящего величественного царя, политического «спасителя», который принесет свободу от римского господства. Но вместо этого они получили царя совсем другого типа – Спасителя, родившегося в скромных яслях и похороненного в чужой могиле.

Современные дискуссии по данному вопросу можно описать моделями по принципу «сверху-вниз» или «снизу-вверх» (см. Рис. 3). Модель «сверху-вниз» показывает лидеров всех рангов и мастей, задающих правила и стандарты культуры, которым следует остальная часть общества, правда в различной мере. Модель «снизу-вверх» говорит, что влияние и перемены приходят главным образом не от лидеров, но по причине фундаментальных изменений уровня жизни простых людей, и потом эти изменения достигают лидеров. В сфере влияния на культуру МАХШ не предлагает ни одну, ни другую модель, ни каждую из них поочередно, но совместное их использование. И мы также считаем, что стабильные изменения в обществе не являются результатом действий политиков, но обычных людей, демонстрирующих любовь Христа своим соседям. Окончательный ответ на этот вопрос еще не получен, и в христианских кругах все еще продолжаются дебаты о том, как лучше всего «быть солью и светом», особенно в атмосфере уникальных политических процессов, имеющих место в наше время.

Исследование Кардус оценивало влияние как «сверху-вниз», так и «снизу-вверх», обращая внимание, что ученики протестантских христианских школ имеют очень высокие показатели в том, что касается выделения своих финансов и времени (Пеннингс и др., 2011, 26), желания заниматься общественно-полезной деятельностью (30), а также многих аспектов личных отношений, включая межрасовые (28) и стабильные семьи (26). Авторы ясно дают понять, что «исследование показывает, что христианские школы различными способами немало делают на благо общества, регулярно сталкиваясь с обвинениями в разделении общества и не обращая внимания на стереотипы, связанные с радикальными политическими убеждениями и действиями выпускников» (24).

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Тем не менее создается впечатление, что авторы придают большее значение влиянию «сверху-вниз», говоря, что исследование не «показало, что выпускники христианских школ проявляют культурное влияние более значимыми способами, созвучными с риторикой «изменения мира» также выпускники демонстрируют поразительную нехватку участия в сферах, традиционно воспринимаемых как влияющие на культуру: сфера политики, налаживание отношений с людьми, занимающими влиятельные посты, или имеющими высокие ученые степени или серьезно занимающимися искусством» (Пеннингс и др., 2011, 24).

Нет ничего плохого в особом внимании к подходу «сверху-вниз»; фактически, именно этого можно ожидать (и даже хотеть) от политически ориентированного исследовательского центра. Однако наша цель как педагогов заключается в том, чтобы подготовить учеников максимально реализовать то, что Бог запланировал для их жизни, и неважно, каким будет это влияние – сверху-вниз или снизу-вверх. В отличие от ИОК, мы продолжаем утверждать, что наши ученики действительно являются изменяющими мир, и что это определение – не просто пустые заявления. Очевидно, что в вопросе влияния «сверху-вниз» нужно еще немало потрудиться, но как ясно показывает ИОК, мы имеем превосходство в сфере влияния «снизу-вверх».

4.1 Изменяющие мир «сверху-вниз»: выпускники протестантских христианских школ как образцовые граждане

Мы уже увидели, что выпускники протестантских христианских школ выделяют больше своего времени и финансов на благотворительные цели, чем остальные их сверстники, и что они твердо придерживаются своих нравственных критериев. Также у них более развито умение ориентироваться в жизни, они чаще ссылаются на то, что Писание помогает им принимать непростые решения (Пеннингс и др., 2011, 24–25). Уважение к властям и вышестоящим у них также самое высокое среди всех выпускников (27). ИОК показало, что выпускники протестантских школ вступают в брак раньше и имеют больше детей, но разводятся реже, чем большинство их сверстников (26). Цитата из материалов исследования: «Имеет место стабилизирующий общество эффект христианских школ... Только немногие скажут, что стабильные семьи – это нехорошо для общества. Позитивный вклад выпускников христианских школ в эти процессы нельзя недооценивать» (26).

Авторы исследования изучили общественные отношения выпускников, особенно в свете распространенной критики, что религиозное образование создает питательную среду для ненависти и групповой изоляции. Вопреки этому утверждению, результаты Кардус показывают, что ученики христианских школ строят отношения за пределами своей расовой принадлежности. По сравнению со сверстниками из христианских школ, выпускники государственных школ значительно чаще называли конфликты на расовой почве в качестве насущной проблемы своей школы (Пеннингс и др., 2011, 28). Выпускники протестантских христианских школ говорили о том, что поступки и личный пример учителей оказал существенное влияние на их действия (28–29).

Очевидно, что ученики христианских школ не изолируют себя от общества, но являются его полноценными членами. Влияние выпускников протестантских школ на окружающее общество измерить трудно, но как указывает ИОК, его нельзя недооценивать. Можно утверждать, что эти выпускники приносят в общество больше изменений «снизу-вверх», чем кто-то либо другой из их сверстников. И это важно.

4.2 Участие в политике и культуре: новая эпоха

Выпускники протестантских христианских школ тратят меньше денег и времени на искусство и другие подобные интеллектуальные проекты, чем большинство их сверстников (Пеннингс и др., 2011, 29). Тем не менее, ИОК не обнаружило каких-то изоляционистских тенденций в этих школах. Так чем же объясняется более низкая вовлеченность? Одним из возможных факторов могут быть более слабые программы изучения изобразительных искусств, но для подтверждения этой теории нужны дополнительные исследования. Другим фактором может быть определение приоритетов при распределении ресурсов. Так как выпускники протестантских школ имеют более низкий семейный бюджет, и в их семьях больше детей, но они больше времени и средств отдают церкви и общественным волонтерским программам, чем их сверстники, у них остается меньше ресурсов на другие вещи. С другой стороны, если другие выпускники тратят меньше времени и денег на религиозные и общественные программы, они могут тратить больше на искусство и другие похожие занятия. И хотя мы желаем, чтобы наши выпускники оказывали как можно более разностороннее влияние на общество, мы не хотим, чтобы оно осуществлялось за счет семьи или других сфер влияния.

Возможно, самым большим сюрпризом в результатах ИОК стал низкий уровень участия выпускников протестантских христианских школ в политической жизни. В противовес стереотипу, что евангельские христиане – это радикалы правого толка, выпускники протестантских школ принимают значительно меньшее участие в политических демонстрациях, жертвуют меньше денег на политические проекты, проявляют меньший интерес к политике в общем плане и чаще избегают разговоров на темы, связанные с политикой, чем их сверстники (Пеннингс и др., 2011, 27–28).

Эти ученики оказывают большее влияние на культуру, чем многие их сверстники, и на уровне межличностных отношений, и в некоторых сферах жизни локальных сообществ. Но это все же только одна часть уравнения – нашим ученикам также необходимо принимать участие в политических процессах нашего времени. Приоритет крепкой семьи и общества должен сохраняться в христианской школе, но нет никаких причин, мешающих нашим ученикам обучаться, стремясь к продвижению и успеху в политических проектах наравне с другими.

Заключение

У педагогов, как и у родителей, должны быть «цели для своих детей как на десять, так и на десять тысяч лет вперед… Десятилетняя цель – чтобы они прибрели веру в Иисуса Христа как своего личного Господа и Спасителя и доверили Ему свою жизнь, а также чтобы однажды создали свои семьи, посвященные Иисусу Христу, и закончили ВУЗ, получив хорошую подготовку к эффективной и продуктивной карьере в той сфере, где Бог призывает их служить Ему и прославлять Его. Наша цель на десять тысяч лет состоит в том, чтобы мы всю вечность провели в присутствии нашего Творца». (Симмонс, 2011). Без этой долгосрочной перспективы в качестве основания никакое влияние или достижения не принесут выпускнику никакой пользы в свете Царства Христова. И эта перспектива далекого будущего должна формировать контекст десятилетней перспективы. Первая не может быть оправданием некачественной реализации второй, но обязана стать движущей силой стремления к превосходству.

ИОК и относящиеся к МАХШ данные показывают, что наши школы успешны в достижении как краткосрочной, так и долгосрочной цели. Нашим школам еще нужно приложить усилия в направлении более качественной подготовки и обучения наших выпускников в некоторых областях, таких как политическая активность и академическое влияние, но в общем и целом мы успешны в воспитании молодых учеников Христа, способных войти в любую сферу влияния и принести перемены.

Мы призываем вас просмотреть прилагаемые таблицы данных, имеющих отношение к МАХШ, в каждой из трех рассмотренных здесь категорий. По большинству показателей духовных, академических и культурных критериев учебные программы МАХШ занимают самые высокие или достойные места по сравнению с другими протестантскими христианскими школами.

 

                                                                                               Филипп Скотт, директор отдела МАХШ (США)

                                                                                               по юридическим и законодательным вопросам,

                                                                                               доктор юридических наук

Список литературы

Aud, Susan et al. 2011. The condition of education 2011. U.S. Department of Education, National Center for Education Statistics. Washington, DC: U.S. Government Printing Office.

Barna Group. 2011. Do churches contribute to their communities? www.barna.org/congregations-articles/502-do-churches-contribute-to-their-communities?q=churches+contribute+communities.

Broughman, Stephen P., Nancy L. Swaim, and Cassie A. Hryczaniuk. 2011. Characteristics of private schools in the United States: Results from the 2009–10 Private School Universe Survey. U.S. Department of Education, National Center for Education Statistics. Washington, DC: U.S. Government Printing Office.

Cardus. 2011. ACSI accredited/non-accredited comparison. Report breaking out ACSI-specific data from the Cardus Education Survey. Hamilton, ON: Cardus.

———.2012. About Cardus. www.cardus.ca/organization/about. 14

Jeynes, William H. 2008. The effects of Catholic and Protestant schools: A meta-analysis.Catholic Education 12, no. 2: 255–275.

National Center for Educational Statistics. 1978–2011. NAEP Data Explorer,http://nces.ed.gov/nationsreportcard/naepdata.

Pennings, Ray et al. 2011. Cardus education survey: Do the motivations for private religious Catholic and Protestant schooling in North America align with graduate outcomes? Hamilton, ON: Cardus.

Perie, Marianne, Alan Vanneman, and Arnold Goldstein. 2005. Student achievement in private schools: Results from NAEP 2000–2005. U.S. Department of Education, National Center for Education Statistics. Washington, DC: U.S. Government Printing Office.

Simmons, Brian. 2011. Preparing fully devoted followers of Jesus Christ. Keynote address, ACSI Colorado Convention, October 6, Parker, Colorado….

Статья использована МАРХО с разрешения организации Международная ассоциация христианских школ (Association of Christian Schools International, USA). Желающие использовать эту информацию в других контекстах должны указать имя автора и МАХШ.